Беседы в саду

Реплики по темам других Разделов.
Аватара пользователя
татьяна
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: Чт сен 17, 2009 2:43 pm
Откуда: Тамбов

Беседы в саду

Сообщение татьяна » Вт май 01, 2012 1:34 pm

1. Появление в городке Натальи Николаевны произошло почти незамечено. Она возникла как жена довольно важной фигуры в деловых кругах, умницы и интеллектуала, спокойного и рассудительного Николая Павловича. Он уже много лет как был вдов, разумно вёл свой образ жизни, воспитывал сына Сергея. Все его знакомые и родственники уже не ожидали никаких перемен в его жизни и строили планы лишь насчёт Серёженьки. Сам Николай Павлович также смирился с образом степенного человека. И встреча с Натальей Николаевной была для него самого самым неожиданным событием. Именно он был более всего удивлён появлением её в своей жизни.
Произошло всё их знакомство столь стремительно, но столь ровно, словно было заранее спланировано и им оставалось только чётко и без ошибок сыграть свои роли. Описывать его здесь нет смысла, скажем только, что всё случилось в деловой командировке Николая Павловича.

Итак, Наталия Николаевна. С первого взгляда она производила впечатление несколько замкнутой, слегка строго-суровой неразговорчивой женщины. Но назвать её "синим чулком" никто бы не мог. Несомненно, она была умна, образована и воспитана. Хотя сразу чувствовалось, что своё общество она никому не навязывает, но и страдать от отсутствия ваше внимания не будет. Мнение о своей персоне ей было интересно, но не обязательно. Сказать, что она терпит ваше присутствие, было нельзя, но и что она будет страдать от вашего отсутствия, тоже не чувствовалось. Короче, она была сама по себе. Именно это и вызывало наибольшее неудобство при первом общении с ней.

Многие знакомые и друзья недоумевали, как это Николай Павлович умудрился привести её в городок. А друзья и приятели Сергея ему искренне сочувствовали. Между собой они называли Наталью Николаевну "айсбергом" и "ледяной статуей". Назвать её "снежной девой" они не решались. Возможно, именно такие чувства и заставляли их чаще наведываться в дом в гости и привели в дальнейшем к тому событию, которое в корне изменило жизнь городка.

Как и у всякого значительного, начало было обычным и даже будничным. В какое-то воскресное утро за чаем собрались Наталья Николаевна, Серёжа и его однокурсница Галя. Галочка была восторженная девушка, усиленно занимающаяся всем новомодным. В это время в городке в большом почёте было всё "мистическое". И за чаем, Галя увлечённо рассказывала о практике медитации со своим учителем, Юрием Владимировичем, о его необычности, почти "святости" и тому подобных достоинствах. Серёжа слушал слегка иронично, Наталья Николаевна была задумчива. По-видимому, именно эта задумчивая рассеянность и вызвала цепь последующих событий.

После одной, очень пространной тирады гостьи о медитации, Наталья Николаевна заметила:
- медитировать в городе нельзя, это нонсенс.
Её вступление в разговор на такую тему, которую она никогда ранее не затрагивала, удивило Сергея чрезвычайно. На Галину же эта фраза подействовала, как "красная тряпка на быка". Тем более что это утверждение задевало её обожаемого Юрия Владимировича. И Галина моментально бросилась в бой, защищая, как и своего наставника, так и его практику. Спокойно и невозмутимо выслушав всё, что ей имела сказать молодая девушка, Наталья Николаевна ответила следующее:
- Я ничего не могу сказать о Юрии Владимировиче, я его не знаю. Но по поводу медитации повторю - она в городах невозможна. Ваш друг либо искренне заблуждается, либо лицемерит.
Наступившая затем пауза, огорошила даже Сергея. Относясь с лёгким юмором к увлечениям Галины, он был хорошего мнения о Юрии Владимировиче. Человек этот был "не его круга", но ничего дурного он о нём не слышал. Поэтому, столь неожиданный поворот в разговоре, озадачил и его. Он почувствовал, что следует как-то разрядить обстановку и выяснить поточнее, о чём говорит Наталья Николаевна, так как уже имел небольшой опыт бесед с ней на отвлечённые темы.

Его осторожные замечания возмутили пылкую Галину, которой весь этот разговор начинал казаться прямым оскорблением. Результатом столь необычного чая стала заключительная фраза Натальи Николаевны:
- Подобные разговоры не ведутся за чаем. Если вам интересно моё мнение, давайте встретимся отдельно и поговорим спокойно и обстоятельно со всеми заинтересованными лицами.
Возразить было нечего, и встреча была назначена в саду Николая Павловича в ближайшую субботу с участием Натальи Николаевны, Галочки, Серёжи, Юрия Владимировича и Николая Павловича. Расширить количество участников Наталья Николаевна не согласилась, сказав, что это не диспут, а простая беседа по уточнению позиций говорящих. На этом и порешили.
Именно таким и было начало того, что в дальнейшем стали называть "Беседы в саду".
-------
2.
День, назначенный для беседы, выдался очень ласковый и тёплый. Лето было в той фазе, когда буйство красок ещё не наступило, но лёгкость первых дней уже прошла. Самоё точное определение дню можно найти в слове "спокойный". Сад Николая Павловича не был типичным садовым участком. Скорее он напоминал дачный сад начала века. Так что вся компания уютно разместилась на небольшой полянке среди старых яблонь и груш на виду террасы дачного домика.

Из пяти присутствующих Николай Павлович за всё время встречи практически ни разу не вступил в разговор. Юрий Владимирович с первых же мгновений понял, что никто его здесь не оскорбляет, никто не подвергает сомнению его честность и порядочность. Всё это существовало лишь в воображении его юной поклонницы, Галины. Именно она была основным движущим стержнем всей беседы, т.к. Юрий Владимирович в основном слушал. Серёжа же вносил элемент доброжелательного скепсиса, особенно же, когда сдерживал бурные тирады Галочки.
Пересказать беседу, текущую без особого плана, всегда трудно, а тем более дать её литературную запись. Поэтому мы пойдём другим путём. Не придерживаясь хронологической последовательности, отметим наиболее значимые блоки из полуторачасовой беседы (дольше продолжать разговор в один раз Наталья Николаевна не согласилась).

Прежде всего, было подвергнуто детальному разбору то, с чего всё началось, а именно - медитация. С первых же минут Наталья Николаевна потребовала, чтобы её гости чётко определили, что именно они понимают под медитацией. Столь строгое и даже немного властное распоряжение сразу же возмутило Галину и вызвало взрыв слов, "рассуждений", примеров. Но из всего этого фонтана красноречия так и не удалось выяснить, что же такое медитация.

Когда Наталья Николаевна попросила Юрия Владимировича более чётко сформулировать предмет разговора, то и его объяснения касались в основном практики, способов, результатов, и не давали характеристику самому процессу. Затратив не менее 15 минут на бесплодные попытки определить, о чём говорят собеседники, Наталья Николаевна получила, наконец, чёткий вопрос от Галины, высказанный, кстати, едким, саркастическим тоном:
- Кто вы такая, чтобы устраивать нам экзамен? Вы и сами-то ничего не знаете.

- Я столь настойчиво добиваюсь чёткости в терминах, - заметила Наталья Николаевна, - что знаю, что огромное количество недоразумений происходит именно от того, что люди пользуются одним словом, подразумевая совершенно разные процессы. И с другой стороны, многие слова описывают такой огромный пласт явлений, что нужно с самого начала определиться, о чём будешь говорить.
В нашем случае "медитация"- слово, описывающее процесс и практику этого процесса. Когда я заметила, что медитация в городах невозможна, я имела в виду в основном то, что правильная практика медитации сейчас в городах нереальна. Она возможна только в горах.

Причём я подразумевала истинную медитацию, как процесс. О ней я скажу чуть позже, если будет интересно. Но в практике медитации есть несколько стадий, фаз. Как и во всяком крупном процессе в медитации есть несколько систем, несколько школ. И очень часто именно эти вспомогательные процедуры многие люди и называют самой медитацией.

Из ваших слов я уловила, что вы подразумеваете под ней процесс концентрации внимания, развитие умения сосредотачивать мысль на определённой цели. Всё это в самой медитации используется, но это не есть медитация.

Столь категоричное, но спокойное заявление, вызвало реакцию неоднозначную. Галя вскипела, Юрий Владимирович задумчиво-заинтересованно посмотрел на Наталью Николаевну, а Серёжа откровенно потребовал развёрнутого объяснения.

Наталья Николаевна сказала, что её объяснение займёт минут пять-десять и будет напоминать лекцию. Поэтому она согласна дать его, если все присутствующие не возражают. Некоторое возражение Галины было отвергнуто сразу и Наталья Николаевна, после нескольких секунд сосредоточения, приступила к объяснению, что есть медитация.

Аватара пользователя
татьяна
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: Чт сен 17, 2009 2:43 pm
Откуда: Тамбов

Re: Беседы в саду

Сообщение татьяна » Вт май 01, 2012 1:36 pm

Беседа о медитации
Человек на Земле существует, в основном, для развития своих интеллектуальных возможностей. Причём делает он это через опыт познания. Мы, воспитанные в западной системе мышления, считаем, что приобретение знания о Природе и её законах, возможно лишь единственно опытным, научным путём. То есть, мы
- формулируем вопрос,
- из предыдущего опыта настраиваемся на определённый ответ,
- ставим опыт, проводим эксперимент,
- сравниваем результаты с ожиданиями,
- повторяем опыт,
- и тогда делаем вывод, что получили правильные знания.
Путь этот очень медленный, очень извилистый, чреват многими ошибками и неудачами. Разбирать его преимущества и недостатки я не буду.

Важно сейчас знать, что люди Запада считая этот путь единственным, изначально ошибались. Всегда существовал и существует сейчас другой путь получения знаний. Природа создана не сегодня. Она изначально развивалась по строгим законам. И эти законы возникли не тогда, когда учёным потребовалось их описать. Закон всемирного тяготения и периодическая таблица существовали и до Ньютона и Менделеева. А раз они существовали, то значит, была и есть возможность их узнать. И узнать сразу, одномоментно. Для этого нужно было только уметь спросить и уметь понять ответ. Причём именно умение понять ответ и составляет сложность. Процесс одномоментного получения знания о природе и есть собственно медитация.

Ели выразиться кратко, то человек может познавать Истину путём опытного исследования и путём медитативного озарения. Оба пути правомочны. Оба пути нужны. Оба правильны. Нельзя, признавая один, отрицать другой. Но оба пути имеют и свои отличия, и свои ограничения. Упорное следование, особенно догматическое, по западному направлению, практически закрывает возможность исследователю пользоваться другим путём. Тем более что ели опытный путь, в основном, зависит от развития внешних приборов (всё, что сопровождает условия эксперимента), то медитация, в основном, опирается на развитие внутренних сил и способностей человека. Именно поэтому, очень часто, далеко зашедшие по опытному пути, не могут понять и принять другой способ получения знаний. Глухому трудно объяснить пение птиц и слепой не поймёт оттенков цветка.

Иногда у очень крупных, искренних исследователей соединялись эти два пути. Очень часто это происходило у поэтов, музыкантов, художников. Но так как люди "науки" скептически относятся к людям "искусства", то они не прислушивались к подобным намёкам. Наиболее хрестоматийно известные случаи медитавного озарения, это "яблоко Ньютона", объяснившее ему закон всемирного тяготения и "сон Менделеева", увидевшего периодическую систему элементов. Очень важен, интересен и поучителен ещё один пример медитации. Это ода Державина "Бог". Он получил её сразу, я не помню в подробностях. Но то, что это был пример "вдохновения", без сомнения. Именно этим термином часто пользовались поэты, описывая свой опыт медитации.

Здесь уместно заметить, что в последнее время появилось огромное количество всевозможных текстов, полученных их авторами от "инопланетян" путем "медитации". Отличить истинную медитацию от подобных "откровений" очень легко. Истинная медитация всегда несёт в себе элемент нового, кардинального решения вопроса. Особенно в науке. Она никогда не бывает многословна, затемнена, загромождена лишним мусором. И, как правило, это ответ на какой-то конкретный вопрос, а не поучение или наставление. Для наставлений есть другой путь.

Поэтому, когда вы встречаете человека, который говорит, что он занимается медитацией по средам с 7 до 8 вечера и находится на связи с цивилизацией планеты …. в созвездии…., то можете смело относить его в разряд искренне (или не искренне) заблуждающихся. Если говорить языком аллегорий и образов, то можно сказать, что существует два Пути к цели: по дороге и по реке. Нельзя идти по реке и нельзя плыть по пыли для обыкновенного человека. Это могут только Боги.
--------------------
Это небольшое эссе Натальи Николаевны прозвучало в самом начале беседы. Сам подход к теме, серьёзность аргументов, обширность намёков были неожиданными для большинства присутствующих. Только один Николай Павлович немного был знаком с манерой разговора Натальи Николаевны на философские темы и знал значительность её знаний. А остальным собеседникам потребовалось некоторое время на то, чтобы несколько освоиться. Особенно сложно этот процесс происходил у Юрия Владимировича, так как до этого у него не было серьёзного опыта философских бесед.
-----------------------------
Заметки Сергея
Поскольку первая беседа не предполагала, что будет как-то зафиксирована, то основные сведения о предмете разговора мы можем почерпнуть из беглых заметок Сергея, у которого хватило сообразительности записать то, что он запомнил. Эти заметки были хаотичны и бессистемны, поэтому было решено не тратить энергию на приведение их в порядок и дать практически без изменения.

Добавление к медитации.
Само значение слова - думаю, размышляю. Интересно, что словари определяют йогу, как практику медитации, как средство, ведущее к духовному освобождению.

Йога.
Наиболее общее значение йоги - путь к духовному совершенствованию. Всего йог на сегодня пять. Если чётко уложить в сознании, что йога это путь, которым человек идёт к Богу, то остальное станет просто. Многие путаются в йогах, когда стараются механически затвердить непривычные слова санскрита, при определении йог.
Традиционно называют четыре йоги. Но лучше будет, если при запоминании сразу определиться с их иерархичностью. Две йоги вспомогательные. Не подчинены, а именно более вспомогательны для главных. Это путь знания и путь действия, на санскрите Жнана (Джнана) и Карма йога. Путь Любви (Бхакти) и путь Духа (Раджна, королевский) считались всегда высокими йогами. И, наконец, сейчас нам открыт синтетический путь, объединяющий все предыдущие. Это путь огненный - Агни Йога.

В далёком, очень далёком прошлом, порядка 20-30 тысяч лет назад, для следования по этим путям, похоже, существовало несколько нижних, подготовительных йог. Мы сейчас знаем йогу подготовительных физических упражнений - Хатха йогу. К сожалению, именно её большинство обывателей и ассоциируют с йогой вообще. В наше время нам говорят, что подобные йоги утратили своё значение, а иногда некоторые даже стали опасны, особенно те, которые практикуют пранаяму.

Как всегда, когда появляется спрос, появляются и предложения. Поиск путей духовного совершенствования масс неподготовленных людей, привёл к появления всевозможных новомодных йог. Наиболее часто говорят об интегральной йоге, о Крита йоге. Но если твёрдо помнить, что йога это путь к Богу, то при внимательном рассмотрении всех этих йог, всегда можно будет сказать, что это вариант одной из основных четырёх.

Аватара пользователя
татьяна
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: Чт сен 17, 2009 2:43 pm
Откуда: Тамбов

Re: Беседы в саду

Сообщение татьяна » Вт май 01, 2012 1:38 pm

Некоторые аспекты Кармы
В какой-то момент разговор коснулся Будды и его ухода в Нирвану и фразы из какого-то текста, что "он закончил земную карму и ушёл в Нирвану". По-видимому, эта тема возникла в рассуждениях Галины о карме вообще, так как это был её излюбленный "конёк".
Самое первое замечание Натальи Николаевны по этому вопросу звучало так:
- Карму изжить никому нельзя. Это невозможно в нашей Вселенной.
Где-то после этого и появилась та фраза о Будде. Её прочитала Галя и с гордым превосходством посмотрела на Наталью Николаевну. Но невозмутимая хозяйка сказала, что всё верно, именно так и случилось.

Слушателям показалось, что в беседе наступило некоторое замешательство, что Наталья Николаевна противоречит сама себе. Галина ещё раз прочитала фразу и заявила ещё раз свой постулат:
- Будда изжил карму и стал Богом, ушёл в Нирване. Именно это и написано здесь.
- Нет, - заметила Наталья Николаевна, - здесь этого не написано.
Дальнейшее действие напоминало небольшой юмористический спектакль. Галя читала фразу и говорила:
- Так?
- Да, - подтверждала Наталья Николаевна.
Галя повторяла своё утверждение и говорила:
- Так?
- Нет, - следовал ответ Натальи Николаевны.
- Но здесь же это написано, - возмущённо восклицала Галина.
- Этого здесь не написано, - невозмутимо говорила Наталья Николаевна.
После третьего кругового движения в разговоре, Серёжа решительно взял инициативу в свои руки. Интересно заметить, что с первых минут этой странной перепалки между женщинами, мужчины сидели в некотором обалдении. Даже Николай Павлович. Серёжа, как самый молодой, опомнился быстрее всех.

Итак, взяв текст в руки, он стал внимательно читать его по словам: "Будда закончил земную карму и ушёл в Нирвану". Наталья Николаевна кивком головы подтверждала каждое слово. Затем Серёжа потребовал, чтобы Галя спокойно сформулировала своё утверждение. Когда удалось привести его в форму фразы, получилось: "Карма изживается такими людьми как Будда, и они становятся Богами". На это утверждение не последовало согласия Натальи Николаевны. Но так как Галя была уверена, что она вывела это заключение из предыдущей фразы, всё общество глубоко задумалось, в чём же была ошибка. Описывать здесь процессы, происходящие в мозгах присутствующих нет необходимости. Скажем только о результате. Кстати, первым он пришёл в голову Юрия Владимировича, но высказан был Сергеем, как более мобильным и сообразительным:
- Вы имеете в виду, что всё дело в слове "земную"?
- Совершенно верно, - моментально последовал ответ Натальи Николаевны. - Я не хотела объяснять вам сразу, так как важно, чтобы вы сами поняли суть.

Карм очень много, и всёх их никто изжить не может, пока существует наша Вселенная. Когда говорят о Будде, то всегда имеется в виду его карма относительно Земли. Причём, похоже, даже, только в этом и нескольких других её состояниях, а не весь её огромный семеричный цикл. Но это отдельная большая тема.
Важно знать одно и твёрдо, если человек рождён на Земле в плотном теле, значит, его карма ещё не закончена на Земле. Но не надо путать людей и Архатов, иногда и это происходит. Люди и Архаты живут и действуют по несколько различным законам.

Два Пути и много, много дорог.
Эта часть в беседе возникла где-то в середине. Из неё важно зафиксировать следующее. Разговор шёл о двух путях: к Свету и добру и ко злу и тьме. Затем как-то он вышел на различные религии, на то, что люди идут различными путями к Истине. И здесь Галина начала опять выяснять, к какому пути принадлежит та или иная религия с точки зрения Натальи Николаевны.
- Стоп, - сказала Наталья Николаевна, - мы подошли в беседе к тому моменту, когда надо чётко определить термины, иначе мы опять начнём говорить одними словами о разных вещах.
Когда я говорила о двух Путях, я имела в виду два больших Пути, с большой буквы. Можно назвать их направлениями, но чаще всё-таки употребляется слово Путь: Путь к Свету, Путь Правой Руки. Но в русском языке есть и другое значение слова, с маленькой буквы, можно сказать - дорога. Но мне кажется лучше использовать здесь другой образ.
Представьте себе величественную гору. Вершина у неё одна, но к этой вершине можно прийти с разных сторон, по разным дорогам, разными путями. Неважно, каким путём вы идёте, лишь бы к Вершине. И это надо чётко запомнить.
Что же касается религий, то надо точно отделять саму религию от её служителей.

Тема религии, Бога, церкви возникала в разговоре несколько раз, и общество решило, что оно соберётся ещё раз поговорить именно по этому вопросу.

Аватара пользователя
татьяна
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: Чт сен 17, 2009 2:43 pm
Откуда: Тамбов

Re: Беседы в саду

Сообщение татьяна » Вт май 01, 2012 1:40 pm

3.
В дальнейшем беседы в саду стали как-то более "причёсанными" и упорядоченными. Но несколько первых встреч не носили никакой ярко-выраженной системы. Единственное что их объединяло, место и состав участников. Активность действующих лиц часто менялась. Если главными "актёрами" первой были Наталья Николаевна и Галина, то во второй "лидировали" Серёжа и Николай Павлович. Причём, опять-таки не преднамеренно.

Как только компания расселась и немного успокоилась, Серёжа начал. Было видно сразу, что он возбуждён, как молодой жеребёнок перед скачками:
- Итак, - прозвучало его вступление, - Мы договорились поговорить о Боге, религии, церкви. Но так как тема столь обширна для одного человека, Наталья Николаевна попросила меня подобрать несколько словесных выражений, иллюстрирующих три аспекта одного слова "церковь". Я не буду притворяться, что понял это сразу, я не Спиноза.

На этой части монолога Наталья Николаевна немного приподняла бровь от удивления, но промолчала.

- После моего вопроса: "Что Наталья Николаевна имеет в виду, - продолжал Сергей, немного лекторским тоном, забавлявшим его самого и аудиторию, - я получил краткий и исчерпывающий ответ. Чтобы не быть не точным, я его записал: " В русском языке слово церковь обозначает три совершенно различных явления - здания, организацию и систему мировоззрений".
Для того чтобы более конкретно говорить на беседе, Наталья Николаевна и просила подобрать фразы, в которых слово встречается во всех трёх аспектах.

На этом месте первое дыхание оставило вдохновенного оратора, и он был вынужден немного передохнуть. Бросив беглый взгляд на публику, Серёжа остался вполне доволен произведённым эффектом. Галя сидела, выпучив глаза и открыв рот. Юрий Владимирович смотрел с явным удивлением, и даже Николай Павлович выглядел несколько странно, хотя и был немного подготовлен. Одна Наталья Николаевна представляла контраст, а её глазах была улыбка.

Чтобы не нарушать взятого тона, Серёжа взял стакан, налил немного воды, немного отпил и кашлянул. Все эти действия привели сидящих за столом в более нормальное состояние, и они даже рискнули пошевелиться. Но Наталья Николаевна не позволила ситуации пребывать в таком заторможенном состоянии. Она немного засмеялась и сказала с тихим рокотом в голосе:
- Мой дорогой, ваше умение копировать ваших преподавателей мне известно, но сегодня оно несколько не к месту.
После этого все как-то сразу расслабились, а молодёжь весело рассмеялась.

Затем Серёжа опять начал говорить:
- Если серьёзно, то я хотел договориться сразу. Когда я начал подбирать фразы, то увлёкся сам и у меня получился небольшой реферат. Мне бы не хотелось комкать его. Может будем говорить не торопясь, обсуждая каждый вопрос обстоятельно, используя то выражение, которое часто приводит Наталья Николаевна: "за нами волки не гонятся"?

Хотя вопрос был высказан всем, но как-то чувствовалось, что ответа ждут от Юрия Владимировича и Галины. Юрий Владимирович не имел ничего против. Галя тоже, хотя и не понимала, о чём идёт речь.
Развитие ситуации Сергея удовлетворило, и он предложил присутствующим усаживаться поудобнее.

- Итак, я начал подбирать слова и фразы. С первым аспектом всё оказалось просто. Достаточно хотя бы двух вариантов: "я пошёл в церковь" и "на берегу за леском виднелась церковь" и всем ясно - разговор идёт о здании.
Второй аспект потребовал разысканий в словарях. Ну а третий меня вообще поставил в тупик. Немного повозившись, я обратился к отцу. И мы решили, что разделим усилия: я возьму организацию, а он систему мировоззрения. Когда мы вышли с этим предложением к Наталье Николаевне, что со своей стороны немного добавит о зданиях. Так что судите сами, что у нас получилось.

Церковь, как здания
(добавление Натальи Николаевны)
Строго говоря, в любой религии существуют культовые здания, где совершаются обряды религии. Название таких зданий в науке - храм. Почему в русском языке утвердилось ещё и другое - церковь, я не знаю. Это надо проводить специальные изыскания. Я хотела только добавить небольшую цитату из работы князя Трубецкого "Умозрение в красках" 1916 года.

" Недавно, в ясный зимний день мне пришлось побывать в окрестностях Новгорода. Со всех сторон я видел бесконечную снежную пустыню - наиболее яркое изо всех возможных изображений здешней нищеты и скудости. А над нею, как отдалённые образы потустороннего богатства жаром горели на тёмно-синем фоне золотые главы белокаменных храмов. Я никогда не видел более наглядной иллюстрации той религиозной идеи, которая олицетворяется русской формой купола - луковицы. Её значение выясняется из сопоставления.
Византийский купол над храмом изображает собой свод небесный, покрывающий землю. Напротив, готический шпиль выражает собой неудержимое стремление ввысь, подъемлющее от земли ввысь каменные громады. И наконец, наша отечественная луковица воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным к потустороннему богатству. Это завершение русского храма, как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся".

Вообще, не прочитав работы князя Трубецкого, трудно понять и русскую иконопись, и русские храмы.

Церковь, как организация (заметки Сергея).
Я не буду очень разбрасываться и сосредоточусь только на христианстве. Источник мох сведений - "Карманный словарь атеиста", 1979 года. Так как моя задача найти только формальные признаки церкви, как организации, то я просто собрал все сведения из этого словаря в некоторой последовательности. А поскольку жалко было терять добытые факты, я их зафиксировал, если они, не дай-то Бог, они ещё понадобятся.

Христианство распадается на три основные ветви: католичество, православие и протестантизм.
Католичество - от греческого "католикос", латинское "католицизмус", что означает - "вселенский, всеобщий". Окончательно разделились католицизм и православие в 1054. Католицизм, или римско-католическая церковь, признаёт догмат о главенстве римского Папы над всем христианским миром.
Православие. В Православии имеется 15 независимых церквей - автокефалий: Албанская, Александрийская, Американская, Антиохийская, Болгарская, Грузинская, Иерусалимская, Кипрская, Константинопольская, польская, Румынская, Русская, Сербская, Чехословацкая и Элладская.
Во главе автокефальной Церкви стоит Патриарх.
Если в православии всего 15 церквей, то в протестантизме их несчётное множество. Само слово произошло от латинского "протестато" - провозглашение. Это направление результат реформации 16 века. Все эти церкви только формально объединены в направление, наверное, для того, чтобы отличить их от двух первых.
Это скелет фактической стороны вопроса. Знать эти сведения нужно для того, чтобы, когда вы слышите такие выражения, как: " церковь считает", "церковь протестует", всегда нужно делать поправку на то, что это протестует и считает руководство определённой организации.

Церковь, как система взглядов (размышление Николая Павловича)
Когда Серёжа попросил ему помочь в подготовке к этой встрече, я, честно говоря, не совсем ясно представлял, о чём идёт речь. Да и сейчас я могу сказать, что мои размышления привели меня к тому, что этот вопрос очень тесно примыкает к вопросу о религии вообще. Но поскольку мы решили не углубляться, вернее не отвлекаться в сторону, я замечу лишь следующее.
В описании всех основных церквей есть замечание - источником вероучения является "Священное Писание" (Библия) и "Священное Предание" (постановления Соборов, творения Отцов Церкви, богослужебная практика).
Именно в этой вилке происходит основное количество недоразумений. "Священное Писание" у всех одно, разница лишь в переводах. А вот "священные предания" у всех разные. Причём, различия иногда противоположные. Так православие и протестантизм разрешают священнослужителям иметь семьи, католицизм - нет. Это наиболее простой и наглядный пример.

Поэтому, когда мы говорим о церкви в плане традиций, обрядов, правил поведения, всегда нужно знать, что в основном это именно традиции и в самом "Священном писании" этого зачастую нет. Так, один из примеров: когда нам говорят, что "церковь не разрешает работать в праздники", это и есть образец третьего значения слова "церковь". А именно в аспекте "священное предание".

После тог, как общество выслушало всё вышеизложенное, было решено, что на сегодня хватит. В следующий раз займутся разбором слова "религия". А всё, что было сказано сегодня, Серёжа и Галина оформят письменно. Галина была включена в эту работу по настоянию Серёжи, так как он сказал, что если она не будет ему помогать, он вообще забудет, как звучит её голос.

Аватара пользователя
татьяна
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: Чт сен 17, 2009 2:43 pm
Откуда: Тамбов

Re: Беседы в саду

Сообщение татьяна » Вт май 01, 2012 1:41 pm

4.
Утро дня, предназначенного для следующей беседы, выдалось дождливым, и поэтому компания решила расположиться на террасе. Вступлений долгих делать не стали. Так как все знали, что говорить будет Наталья Николаевна, то Сергей, усадив всех, включил диктофон. Как отступление следует сказать, что с этой встречи велась практически непрерывная запись на диктофон.

Религия.
Сначала, когда люди слышат это слово, оно кажется им очень понятным и ясным. Но затем, особенно если нужно объяснить, многие начинают путаться. Очень хорошо, что мы уже упоминали о "священном писании" и "священном предании". Именно предания, обычаи, традиции воспринимаются многими как религия. Молодёжь, я думаю, потом найдёт нам точное значение слова. Но мне представляется, что современное понимание уже далеко отошло от первоначального значения.

Если опираться на программы курса истории религии, которые преподают в учебных заведениях, то возникает интересная ситуация. Там рассматривают религию как отражение материального процесса жизнеобеспечения. Я намеренно привела столь сложное определение, потому что традиционное упоминание в таких случаях как культура, цивилизация, на мой взгляд, не точны.
Если мы возьмём любое учебное пособие, то оно начинается с описания "примитивных религий". Причём основной довод их "примитивности", это то, что они существуют среди народов, которых европейцы называют "дикарями".
Затем идёт постепенное рассмотрение движения "религии" по векам, её "заблуждения" и, наконец, как истина выдаётся то, что человечество в своём развитии доросло до "правильного" понимания и стало христианским.

Если не знать, что вам надо сдавать по этому предмету зачёт, а спокойно и честно подумать, то вряд ли много найдётся людей, которые смогут объяснить в чём "примитивность" религии аборигенов Австралии относительно "религии " её белых поселенцев. И вообще, какие признаки "примитивности", "отсталости" религии. Основные доводы при детальном рассмотрении сразу упрутся в религиозную традицию, практику, организацию, людей, которые ею заведуют. Рассуждать на эту тему можно бесконечно, я выскажу своё мнение. Оно сформировалось у меня в результате прочтения значительного количества различных работ.

Итак, что я подразумеваю под религией.
Человек, особенно в глубокой древности порядка миллиона лет, чётко осознавал, что кроме того мира, который он может познать с помощью чувств, существует другой, его чувствам непосредственно недоступный. Его могли ощущать лишь немногие. Кстати, и путём медитации. Но его существование осознавалось всеми. Как правило, он "ассоциировался с силами Природы", утверждают учебники. Но я думаю, это наши ограниченные знания о том времени.
Никаких специальных служителей, сложных обрядов, похоже, не было, или они были очень глубоко скрыты.
Но затем, появилась прослойка людей, которые становятся меду основной массой и тем, другим миром. Наверняка, в неё входили те люди, которые каким-то образом умели взаимодействовать с миром потусторонним. А дальше всё по обычной схеме: не совсем чистые помыслы этой части человечества начали уже целенаправленно отделять других от общения с миром высшим, стали скрываться сами священные тексты, эксплуатироваться пороки и невежество людей.

К сожалению, сам процесс передачи Истинного Знания позволял развиваться этой тенденции. За всё время существования нашего человечества Знанием владели лишь некоторые, так как основное население Земли до сих пор не дошло в своём развитии до ступени, когда оно сознательно может определить степень своей подготовленности, и, следовательно, знать, что оно может, а что нет. Как предварительное замечание скажу, что звались владельцы знания Посвященные, их Знание было "эзотерическим" (внутренним) А основная масс знала лишь внешнюю оболочку, "экзотерическое" знание.

Когда разрыв между мирами произошёл полностью, и возникло то, что я называю религией: система служителей, осуществлявших связь между Землёй и Небом. Причём не везде этот процесс происходил одинаково. Некоторые народы сумели избежать мощной системы стоящей между ними и Небом. Например, конфуциантство (Китай) не знает ярко выраженной структуры жречества, там основные элементы культа осуществляются всем населением. Другие народы, особенно в Индии, практически в рабстве у своего жречества. Но основная масса человечества сейчас существует в рамках схемы: Божественное - жрецы посредники - основное население. Так я представляю себе состояние, которое можно назвать "религия", "религиозное мировоззрение".
Но сразу замечу, это не "истина в последней инстанции". Это моё видение процесса.

После этого замечания в беседу, практически впервые, вступил Юрий Владимирович:
- Сначала я хотел с вами немного поспорить. Но сейчас скажу, что для возражений вам у меня не хватает аргументов. Я ведь могу опираться на моё знание обрядов православия на глубину времени не более 200 лет. Да и сам подход для меня очень сложен. Я как-то до сих пор не смотрел на эти вопросы со стороны.
Если я предложу такой вариант: на сегодня мы просто условимся под словом "религия" понимать ваше определение. А если в дальнейшем у кого-то появится возможность предложить другую интерпретацию, мы её обсудим.

Это предложение было столь резонно, столь устраивало всех, что оно было принято сразу. Даже Галя обрадовано заулыбалась, так как в глубине души она перетрусила, как бы к ней не обратились с вопросом, что она понимает под "религией". А такое положение снимало с неё всякую ответственность.
Увы, наивная Галина не учла присутствие Сергея. Этот молодой человек, также обрадованный возможностью не выносить наружу своё мнение, а оставить его при себе, не мог допустить искреннюю радость своей сокурсницы без маленькой капельки дёгтя.
Поэтому, столь же радостно заулыбавшись, он обратился к Наталье Николаевне со следующими словами:
- Отличнейшая идея. Но мне кажется, что Наталье Николаевне будет тяжело в дальнейшем всё одной, и одной читать нам лекции. Может, мы будем помогать, хоть в подборе литературы, материалов.

Собравшиеся, чувствующие некоторую неловкость от того, что заставили говорить только хозяйку, дружно согласились. И Серёжа моментально обратился к Галочке с вопросом:
- Ты какую возьмёшь тему?
Галя поняла, что попалась. Ведь Сергей уже работал над темой "церковь". Она растерянно посмотрела на Наталью Николаевну.
-Не пугайтесь, Галочка, - мягко заметила Наталья Николаевна, - я попрошу вас выписать кое-что из моих старых заметок для следующей встречи. И мы совместными усилиями справимся со следующим словом "Бог".

Публика, особенно мужская, испуганно замерла, так как уже поняла, что простым пустым словоблудием в этом вопросе от Натальи Николаевны в этом вопросе не отделаться. Ситуацию выручил Юрий Владимирович. Он опять предложил пока принять определение, которое предложит Наталья Николаевна и лишь затем, если будет необходимо вернуться к этому вопросу.
Наталья Николаевна очень внимательно посмотрела на всех присутствующих, не исключая Николай Павловича, и сказала:
- Хорошо, оставим на "потом".

Аватара пользователя
татьяна
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: Чт сен 17, 2009 2:43 pm
Откуда: Тамбов

Re: Беседы в саду

Сообщение татьяна » Вт май 01, 2012 1:42 pm

5.
Беседа, посвящённая столь сложному понятию "Бог", казалось должна быть долгой, обстоятельной и серьёзной. Но на деле она оказалась удивительно простой и короткой. Так как женщины подготовились заранее, то они начали без длинных вступлений. Наталья Николаевна с самого начала чётко обозначили и саму тему, и схему беседы.

Бог
В настоящее время любой человек, спрошенный: "что такое Бог", начнёт развёртывать три варианта темы.
Первый - существо, как правило, пожилое с бородой, находящееся где-то наверху, на Небе и наблюдающее за нами.
Второе - что-то схожее с совестью, нашим мировоззрение, нашим ощущением себя.
Третье - различные варианты того, что зафиксировано в учебнике "Закона Божьего", как он преподавался в начале века.

На первом варианте мы останавливаться не будем. Все уже убедились, что он нелеп и смешон. Второй вариант более интересен, но так как он опирается на понимание каждого конкретного человека, обсуждать его сложно. Здесь трудно найти общее, так как люди все различны.
Третий вариант наиболее прост для обсуждения. Галя сейчас прочтёт вам, как описывается Бог в учебнике.

" "Закон Божий" перечисляет следующие "свойства Божии".
1. Бестелесный и невидимый Дух.
"Бог сказал Моисею: "человек не может увидеть меня и остаться в живых". "Бог есть свет, и нет в нём никакой тьмы".
2. Вечный. Всегда был и всегда будет. Вне времени.
3. Всегда есть.
4. Неизменяемый, то есть постоянный, в Нем нет перемен.
5. Всемогущий (творит словом, ему не нужны материалы).
6. Вездесущий (всегда во все времена находится везде).
7. Всеведущий. Человек может научиться многому, но всего знать ни один человек не может. Бог знает всё, что было, что есть, что будет. Для Бога нет различия между днём и ночью. Он знает каждого из нас, и не только, что мы делаем и говорим, но и что мы думаем и что желаем.
8.Всеблагий - любит нас всех и в высшей степени любит, как никто из людей.
9. Всегда хранит правду и справедливо судит людей. Он не наказывает без причины праведника и не оставляет человека без наказания за всё худое дело, если только человек сам не исправит свою жизнь покаянием и добрыми делами.
10. Вседовольный - всё имеет и сам для себя ни в чём не нуждается, а наоборот, сам даёт всем всё.
11.Всеблаженный - имеет о самом себе наивысшую радость, полное блаженство.
12. Творец и создатель - потому что он сотворил всё, видимое и невидимое.
13. Вседержитель, Владыка, Царь - сотворённое Им, содержит в своей силе и власти, всем управляет".

- Как вы видите, - продолжала Наталья Николаевна, - ни одна сущность в мире не может обладать всеми этими качествами одновременно, если Она не есть сама наша Вселенная. Восточная философия определяет такую категорию, как абсолют и ставит её в начале развития Космоса и не тратит сил на Её изучение. И если вы подумаете, то согласитесь, что ничто "конкретное" не может быть больше и умнее "Абсолютного".
Короче, Бог, как хочет его понимать богословие, очень похож на Природу восточной философии. Иисус Христос, как понимают многие, это конкретно существовавший в человеческой форме Великий Дух. Безликий "боженька", которому молятся многие - зачастую наша совесть. Поэтому я придерживаюсь той точке зрения, что в такой форме, в которой сейчас интерпретируется понятие Бог, он не существует. Существует "Лестница Иакова", Иерархия Высших Духов, на самой нижней ступени которой находятся люди.

- И здесь я опять должна остановиться, - сказала Наталья Николаевна, - и ещё раз спросить присутствующих: "будем мы или нет продолжать наши беседы? Они уже подошли к тому моменту, что начинают напоминать что-то вроде ликбеза по философии. И надо чётко знать, есть ли у присутствующих желание двигаться дальше".

- Есть, - моментально последовал ответ Сергея, - во всяком случае, я от вас уже не отцеплюсь.

Другие гости не столь категорично, но столь же искренне, попросили продолжать встречи. Наталья Николаевна без особого энтузиазма согласилась, но сразу сказала, что на первых порах она будет строгий руководитель, так как, по-видимому, в вопросах философии она просвещена больше других. Это замечание тоже было принято. Чтобы немного сосредоточиться, Наталья Николаевна предложила всем выпить чай, поговорить о чём-нибудь другом. Затем взяв блокнот, она что-то записала, что-то посчитала. Результатом её действия были следующие её заявления:
- Я предлагаю очень обстоятельно разобрать понятие Иерархии, так как без этого мы не сможем двигаться дальше. На это у нас уйдёт не менее 4-5 бесед. Ну а затем мы снова остановимся и подумаем, что выберем дальше.

Так как общее руководство было поручено Наталье Николаевне, то программа была принята без возражений.

Аватара пользователя
татьяна
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: Чт сен 17, 2009 2:43 pm
Откуда: Тамбов

Re: Беседы в саду

Сообщение татьяна » Вт май 01, 2012 1:43 pm

6.
С момента первой беседы прошёл месяц и в саду Николай Павловича наступил праздник цветов. Наталья Николаевна очень любила живые цветы, и поэтому старый сад больше напоминал цветник. Особенно хороши были ирисы и розы, но уже начали появляться лилии. Вкус Наталии Николаевны тяготел более к изящным формам, так называемым "элегантным" цветам. Поэтому в саду мало было пышных видов: пионов, флоксов, георгин, почти не было кустарниковых цветов, маленьких, типа фиалок, незабудок. Хотя Наталья Николаевна подумывала завести их в "зимних условиях". Но это всё было впереди.

Немного привыкнув к роли слушателей, члены кружка уже с самого начала удобно расположились в плетёных креслицах и приготовились "внимать". Но уже первые фразы Натальи Николаевны вывели их из столь пассивного состояния.

- Я хотела бы вначале обсудить несколько отвлечённую тему. Некоторым она покажется ненужной, но я уже по опыту знаю, что когда начинаешь говорить на столь сложные темы, то неизбежно возникает через некоторое время вопросы: "откуда вы это знаете?", или как вариант "Кто вам это сказал?". Вообще, вопрос достоверности Знаний, которые принимает или отвергает человек, очень тесно переплетается с вопросом медитации.

В этом месте Галина подпрыгнула и воскликнула:
- Наталья Николаевна, каким образом? Какая вообще здесь связь? Я не понимаю?!

- Ну, хорошо, - улыбнулась Наталья Николаевна, - давайте поговорим об этом. Для начала ответьте мне на вопрос; "верите вы или нет, что Земля круглая?"

Публика даже немного нервно хихикнула, но так как Наталья Николаевна настаивала, то все единогласно подтвердили, что абсолютно уверенны в факте шарообразности Земли.

- Хорошо, - продолжила Наталья Николаевна, - но кто-нибудь из вас, лично из вас, видел это своими глазами?

Гости начали несколько более определённо понимать, что хочет хозяйка. Естественно, никто из присутствующих шарообразность Земли не видел.

- В этом и заключается одна из основных трудностей объяснения нового человеку. В случае с Землёй потребовалось длительное и сложное научное доказательство, что Земля шар, длительное убеждение, кругосветные плавания. И лишь когда космонавты собственными глазами увидели её шарообразность и представили фотографии, все люди окончательно приняли этот факт. Но ведь древний мир прекрасно знал, что земля шар. Откуда? Ведь космонавтики тогда не было.

- Действительно, - обалдело сказал Сергей, - никаких сомнений у древних философов в шарообразности нет. И о том, что Солнце в центре нашей системы они знали.

- Да, - подхватила Галя, - ой, и атом, и реактивное движении… Они ведь всё-всё знали.

- Ну не всё, - вздохнула Наталья Николаевна, - Но, на мой взгляд, они знали очень важную вещь. Они знали истинность Знания, полученного путём, который мы называем теперь медитация. Как он назывался у них, я не знаю.
Ещё одно, что им, древним, было хорошо известно. Это тот факт, что Знание может быть опасно, если человечество не готово. Реактивное движение, магнетизм, электричество не было для них неизвестными понятиями. Но эти знания сохранялись в виде забав, игрушек, украшений. Они широкого, массового пользования не имели.
Может быть, я ошибаюсь, но мне думается, что Посвящённые древности отлично понимали, как опасно давать Знание неготовому человечеству и основная масса это понимала тоже и не возражала. Хотя надо учитывать, что основная масса была не столь образована, как сейчас.

В этом месте беседы Наталья Николаевна замолчала, дав возможность присутствующим освоиться с этой мыслью, точнее высветить и закрепить в сознании постулат, что очень многие знания, которые современный человек признаёт, он получил от других людей, а не через свои органы чувств.
Как отступление, следует заметить, что над этим фактом действительно мало задумываются.

Дав другим немного освоиться с первым положением, Наталья Николаевна приступила к разбору другого:
- Итак, я надеюсь, что мы все убедились, что многое из того, что существует в мире, но лично нами не наблюдалось, мы признаём истинным, опираясь на опыт других людей. И здесь важно, что для нас авторитет, а что нет. Причём, иногда путают "истинное" и "авторитетное". Но об этом поговорим позже.
Сейчас я предложу вам на обсуждение ещё одну проблему. Всё знают, что есть электричество, но кто-нибудь его видел?

- Здрасте, - сказал Сергей, - я, например, вижу его каждый день: лампа, телевизор и масса другого.

- Мне очень жаль, - заметила Наталья Николаевна, с печальным взглядом, за которым чувствовалась ирония, - сегодня ты, Серёжа, несколько поспешен или невнимателен. Я спросила: "видел ли кто само электричество", а ты привёл примеры проявления его, то есть следствия. Возьмём, для простоты, лампу. Ведь это свет нагретой электричеством проволоки, а не само электричество.

- Вы затронули очень интересную тему, - вступил Юрий Владимирович, - я давно уже думал над тем, а что такое само электричество или электрический ток. Со школы я помню, что оно течёт по проводам, бывает положительным и отрицательным. Но что это такое, я тогда так и не понял.
Когда вода течёт по трубе, я это понимаю: её видно, можно даже пощупать. Но когда течёт ток? Вы правы, в данном случае мы видим только следствия, а не само явление. Если можно, то я попробую продолжить вашу мысль?

- Бога ради, буду вам признательна, - откликнулась Наталья Николаевна.

- В нашей повседневной жизни, - медленно начал Юрий Владимирович, - мы ведь частенько сталкиваемся с подобными случаями. Кто видел рентгеновский луч? Да никто, все видят только его отпечаток на плёнке. А радиолучи, телелучи? Мы так привыкли к телевизору, что перестали задумываться о том факте, что ведь самих-то сигналов мы не видим и не чувствуем.

- Я немного вмешаюсь, если позволите, - сказала Наталья Николаевна.

- Да, пожалуйста.

- Я уточню слово "не чувствуем". Мне кажется, более правильно сказать " не осознаём воздействия! Но для данной беседы на этом можно не останавливаться.
- Вы правы, сказал Юрий Владимирович, - хотя я непременно потом вернусь к этому уточнению.
Но сейчас я сформулирую свою мысль так: "существует много явлений, которые мы не видим, но пользуемся их следствиями" или так "пользуясь их следствиями, мы уверены в их существовании".

- Ну а теперь, как завершение, я ещё раз вернусь к началу и повторю те вопросы, с которыми нам придётся ещё сталкиваться: " От кого вы это знаете?" и "кто вам это сказал?".
Наталья Николаевна опять вздохнула и обратилась к Серёже:
- Я не люблю быть экзаменатором, но мне хотелось бы получить от тебя ответы на эти вопросы.

- Почему я, - воскликнул Сергей, - пусть старшие. Вот отец сегодня рта не раскрыл.

- Мой дорогой, я мысленно готовлю монолог на тему "истинное" и "авторитетное", которую наметила Наталья Николаевна. Если хочешь, я поменяюсь с тобой ролями, - спокойно заметил Николай Павлович.

Серёжа не захотел. Он сразу понял, что с подобными вопросами он не справится и поэтому решил выбрать наименьшее из зол. Тяжело вздохнув, и посмотрев на прекрасную розу, только утром раскрывшую свой бутон, он сказал:
- Итак, что я отвечу на вопрос: "кто вам это сказал?", "оттуда вы это знаете?" Ну, если дело будет касаться какого-то явления, скажем ясновидения или биолокации, то можно сказать: "если вы не видите и не ощущаете, то не значит, что этого нет. Электричества вы тоже не видите, но лампочкой пользуйтесь".
На этом месте Серёжа начал вдохновляться:
- Ну а если кто станет сомневаться в словах о факте, то можно заметить, что о шарообразности Земли вам тоже сказали, сами вы этого не видели.

- Увы, - вступила Наталья Николаевна, - здесь обычно следует возражение: " ну, это же всем известно".

- О, я знаю ответ, - возбуждённо воскликнула Галина, - нужно сказать, что в средние века "всем было известно", что Земля плоская и отрицающих это даже сжигали. Но ведь Земля то всегда была круглая.

- Правильно, - подхватил Сергей, - а если немного потренироваться в вариантах, то можно найти очень остроумные ответы.

- Только не очень увлекайтесь и не зацикливайтесь на форме, - охладила его Наталья Николаевна, - и помните, что есть категория людей, которые любые вопросы, которые связаны с тем, что ещё не признанно всеми, относят к категории "воображения" и "галлюцинации". И если вы станете убеждать их, что видели домового, они искренне будут убеждать вас, что вам показалось. На такую категорию тратить силы опасно и вредно.
Но я думаю, на сегодня мы достаточно наговорили, чтобы дать работу мысли. Как завершение я немного объясню, почему решила начать наши беседы с этой. В дальнейшем мне часто придётся приводить сведения полученные путём Свыше, или данные через различных людей. И у нас больше не должно возникать никаких недоразумений по поводу их истинности. Ну а вопрос "авторитетности" нам поможет разобрать Николай Павлович.

- Да, уж, - засмеялся хозяин, - "взялся за гуж - не говори, что не дюж".

Аватара пользователя
татьяна
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: Чт сен 17, 2009 2:43 pm
Откуда: Тамбов

Re: Беседы в саду

Сообщение татьяна » Вт май 01, 2012 1:45 pm

7.
Когда подошла следующая неделя, то всё общество собралось в некотором напряжении. Скорей всего оно было вызвано некоторой неопределённостью положения: не то лекция, не то встреча. Что же такое все эти беседы? И каково положение гостей? Подобные мысли не оформлялись чётко, но всё-таки присутствовали. Причём даже у Серёжи, самого мобильного, подвижного члена компании.
Но так как тема беседы была уже обозначена, Николай Павлович не стал тратить время на долгое вступление:
- Я должен был подготовить небольшое эссе на тему "авторитетное высказывание" и "истинное высказывание". Собственно говоря, некоторые аспекты этой темы мы уже обсуждали. Несмотря на кажущуюся простоту вопрос этот очень труден для обсуждения. Причём, как ни странно, в силу привычки человека не задумываться над глубинным смыслом понятия.

Возьмём для образца всем известный текст - "Библия". Любой, практически наугад взятый человек в наше время, спокойно ответит, что это священная книга и истинная, "богоданная". Но следующий вопрос: "почему он так считает?", уже будет сложнее. Обычно начинают приводить какие-то сложные соображения, какие-то обрывки знаний. Как правили, все эти доводы крутятся вокруг основного: "все так считают".

-Увы, - вздохнул Юрий Владимирович, - как вы правы, Николай Павлович. Мне столь часто приходилось с этим сталкиваться. Я даже могу ещё больше ужесточить ваше наблюдение. Даже сама постановка вопроса "почему?", у многих вызывает яростное, какое-то фанатичное возмущение. Но, прошу прощения, я вас прервал

- Ничего, - ответил Николай Павлович, - это даже к лучшему. И я отдохнул говорить, и вы не устанете слушать.
Таким образом "истинность" каких-то важных философских Истин для многих опирается только на традиционность общего мнения. Поскольку мы сейчас живём в пространстве, тысячелетия утверждавшем авторитет только одного источника, "Библии", то многим даже не приходит в голову, что могут быть и другие "истинные" тексты, другие каналы информации, другие авторитеты. И с этой точки зрения сам вопрос авторитетности приобретает совершенно неожиданный аспект. Даже закоренелые скептики, замшелые и яростные материалисты пользуются для решения этой проблемы интуицией. Это звучит несколько смело и вызывающе, но если каждый из вас хорошо заглянет вглубь себя, то он честно скажет, что этому автору он верит, а этому нет. А почему так, многие не скажут, даже если захотят.

Николай Павлович остановился и с улыбкой посмотрел на слушателей. Молодёжь немного обалдело переглядывалась, пытаясь понять, где их подловили. Юрий Владимирович задумчиво смотрел на цветы и, казалось, почти не слушал, что говорит хозяин. Наталья Николаевна удивлённо посмотрела на Николая Павловича, но удивление, казалось, было вызвано не самой мыслью, а тем, что её высказал именно он. И её первые же слова подтвердили это:
- Вот уж не ожидала мой друг от вас такого подарка. Если эта мысль пришла к вам самостоятельно, то нам с вами легко будет двигаться дальше.
Ну а теперь я бы хотела услышать, как её восприняли другие.

- Вы натолкнули меня на очень интересные размышления, - начал Юрий Владимирович. - Действительно, именно интуицией, подсознанием мы определяем, что подходит к нам, а что нет. Некоторые книги "греют душу", а от некоторых "воротит".

Наталья Николаевна подняла руку и мягко сказала:
- Я хотела бы сделать небольшое уточнение, чтобы и в будущем мы более грамотно употребляли слова. Термин "подсознание" столь расплывчат, что лучше его пока не употреблять. Какой мы выберем термин, я пока не знаю. Сейчас, чаще рекомендуют говорить сердце, но многим это тоже трудно понять. Поэтому давайте пока оставим слово "интуиция", хотя это и не самый лучший вариант.

- Да уж, - обалдело сказал Сергей, - никогда не думал над этой проблемой. Раз написано в учебнике, значит истинно. И всё тут. Но если по-хорошему, действительно почему? А если всё уже известно и написано, то зачем наука? Чем она, собственно, занимается?

- Мой дорогой, - остановил его отец, - не отвлекайся далеко. Мы сейчас хотели бы услышать, согласен ли ты с утверждением, что для определения истинности человек, как правило, использует интуицию.

- Я не могу ничего другого предложить, - всё ещё растерянно сказал Сергей, - я просто не знаю. Но поскольку все старшие и уважаемые мною люди согласились, то я тоже не возражаю. Тем более что внутри у меня никаких возражений тоже нет. Одно удивление.

- У меня тоже, - тихо сказала Галина.

- Ну что ж, - подвёл итог Николай Павлович, - будем считать, что эту тему "истинности" и "авторитетности" мы в первом приближении обсудили и я охотно передаю слово Наталье Николаевне.

- Спасибо, - вежливо, но с оттенком ехидности, ответила хозяйка, - но я действительно возьму слово.

- Когда мы обсуждали то, что представил нам Николай Павлович, я обдумывала, в какой форме нам приступить к следующему этапу. Давайте попробуем уже то, что нашли. Я выскажу своё утверждение, а вы все ответите, принимаете его или нет. Затем следующее. И так далее.

Наталья Николаевна замолчала. Молчали и все остальные. Пауза становилась всё длиннее и длиннее. Но вот Юрий Владимирович догадался, что о них требуется, и слегка улыбнувшись, сказал:
- Я, лично, согласен.

Тогда и остальные, наконец-то, поняли и рассмеялись. Серёжа даже весело подпрыгнул на стуле и воскликнул:
- как это я забыл, что вы умеете так ловко припрятывать разные подковырки.

Этот маленький эпизод несколько разрядил обстановку и немного просветлил лица молодых слушателей.

- Итак, - продолжала Наталья Николаевна, - следующее, что я хотела бы обсудить, это то, что все "священные тексты" передаются через людей, которые или сами слышали Великого Учителя, или слышали его учеников.

- Разумеется, - спокойно сказал Юрий Владимирович.

Николай Павлович просто кивнул головой. Серёжа опять удивлённо воззрился на всех, а потом сказал:
- Действительно. И как это раньше мне самому не пришло в голову?

Галя застенчиво, но тихо сказала:
- Я согласна.

- Хорошо, - сказала Наталья Николаевна, - коль мы дошли до этого момента, нам будет легко прийти к следующему.
Людей, через которых говорят Учителя человечества, не может быть много.

Наталья Николаевна остановилась и посмотрела на всех. Слушатели кивнули, но, похоже, многие просто машинально. Наталья Николаевна улыбнулась и высказала следующую мысль:
- И эти люди должны быть отличны от остальных и быть выдающимися по своим духовным качествам. Это все вещи самоочевидные.
Ну и в завершении я просто выскажу вам утверждение, а вы скажете, есть или нет у вас возражения.

Немного сосредоточившись, Наталья Николаевна начала опять говорить:
- На протяжении всего развития человечества великие учителя неоднократно давали различные уточняющие и продвигающие эволюцию Учения. Последнее по времени такое уточнение стало поступать с середины 19 века до середины 20 века. Основными передатчиками его был женщины: Елена Петровна Блаватская, Франчия ла Дью и Елена Ивановна Рерих.

Наталья Николаевна опять замолчала. Молчали и её слушатели. Первым заговорил Юрий Владимирович:
- Вы так точно и чётко обозначили этот постулат, что у меня в мозгу как будто молния сверкнула, и всё встало на свои места. До этого я много всякого слышал и о Елене Петровне и о Рерихах. Но в такой постановке вопроса отпадают многие недоразумения. Я согласен с вашим утверждением.

- Наталия Николаевна ласково посмотрела на Юрия Владимировича и кивнула головой.
Николай Павлович, вздохнув, сказал, что Юрий Владимирович просто первым высказал то, что хотелось сказать и ему, но он не будет повторяться и согласится.
Галя смотрела на всех испуганно, как неоперившийся воробушек, но кивала головой. Серёжа пытался сделать "умное лицо" и сказать что-нибудь глубокомысленное, но почувствовал, что момент для шуток не подходящий. Так как ничего нового он добавить не мог, то решил тоже ограничиться кивком головы.

- превосходно, - заметила Наталья Николаевна, - На этом порешим.
Значит, все выразили своё согласие. Теперь без дальнейших уточнений будут знать, что я опираюсь в своих рассуждениях на тексты их этих источников. Ну а теперь, чтобы немного разрядить обстановку я попрошу Галю помочь мне приготовить чай. А мужчины могут пока полить цветы. Затем я выскажу тот план, что набросала до этого и мы его слегка обсудим.
Предложение Натальи Николаевны было столь своевременно, что многие подумали о нём с благодарностью.

После получасового или чуть больше перерыва, Наталья Николаевна задумчиво начала говорить:
- Обсуждать любые философские проблемы очень сложно. Тем более такую, которая лежит в основе мироздания. Если вы помните, мы хотели обсудить Иерархию. Когда я раздумывала, как к этому приступить, то честно скажу, была в растерянности - столь обширное понятие, что есть опасность увязнуть в деталях. Но с другой стороны, не хочется скакать по верхам. В результате я хочу предложить следующую схему:
1 - разобрать сам принцип на примере космоса "буддистов";
2 - посмотреть на структуру взаимодействия ступеней Иерархии;
3 - познакомиться с наиболее известной Иерархией на примере Библии;
4 - и, наконец, просто прочитать одну из последних версий работы Иерархии, данную в немного упрощённых терминах.

Первый вопрос я хотела бы предложить Юрию Владимировичу, со вторым справится Николай Павлович, Серёже проще всего взять третий, а Галочке - четвёртый, так как опираться она будет на тексты, написанные женщиной.

Говоря откровенно, никто не хотел, да и не мог, что-либо возразить. Наталья Николаевна приняла всеобщее молчание за знак согласия и сказала, что материал для беседы она даст каждому отдельно. На этом и порешили. К тому же день уже практически кончился, и все охотно приняли предложение пойти на озеро смотреть закат.

Аватара пользователя
татьяна
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: Чт сен 17, 2009 2:43 pm
Откуда: Тамбов

Re: Беседы в саду

Сообщение татьяна » Вт май 01, 2012 1:46 pm

8.
Последующие беседы проходили практически по одной схеме: тот, кто работал над данной темой, начинал, а присутствующие внимали, вникали и обсуждали, если в том была необходимость. Так как диктофон работал исправно, то запись тих бесед было сделать легко, хотя она и выглядела несколько однообразно.

Юрий Владимирович.
- Итак, мне поручено разобрать принцип Иерархии на примере "Космоса буддистов".
Сначала, как обычно, само значение слова - от греческого "священный" плюс "власть" - расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Другими словами главенство более развитого над менее развитым. Как часто бывает, люди начинают все основополагающие законы снижать до уровня своего понимания. Я поясню это на простом примере.

В этот момент Серёжа хмыкнул, Галя удивлённо посмотрела на него, а Николай Павлович спросил:
- Мой дорогой, в чём дело?

- Я уже убедился, - скептически ответил Сергей, - что "простые" примеры в наших беседах что-то уж очень не вероятное.

Юрий Владимирович улыбнулся и продолжил:
- Увы, похоже, ты прав. Но я поправлюсь - на относительно простом примере. Во всяком случае, объяснять я буду, как сам понял принцип Иерархии. И начну, как положено, с начала. Прочитав объяснение слова в словаре, я начал подбирать понятия и слова для оформления принципа. Но у меня получилось что-то очень не чёткое и очень узкое. В основном во всех источниках упор делается на служебную Иерархию, а именно начальник-подчинённый. А я должен был найти критерий для общекосмического принципа.
Тогда я взял то, от чего должен был оттолкнуться или скорей, на что должен был опираться, а именно "космология буддизма". И там я обнаружил, что ступени Иерархии идут по другому принципу, скорее признаку. Например, вторая снизу - животные, пятая - люди. И как-то сразу понял принцип. Не знаю, сумею ли я передать это всем, но попробую.

Итак, принцип Иерархии, любой, главенство высшего над низшим. Основная трудность для людей уложить в сознание "что" подчиняется. В случае, который мы рассмотрим, есть две ступени - "люди" и "животные". Люди более высокая ступень, пятая. Значит, она главенствует над животными. И здесь очень интересное положение - именно все люди над всеми животными.
Когда это соображение будет уложено в мозгах, всё остальное будет легче. Я поясню ещё раз, может быть не столько для вас, сколько для себя. Рассматривать принцип Иерархии в Космосе следует только по вертикали, то есть одна ступень, достигнутая эволюцией (животные) вся целиком находится ниже другой (люди). Рассмотрение Иерархии в пределах одной ступени не правомочно. Там должен работать какой-то другой механизм.

На этом месте Юрий Владимирович остановился, и общество погрузилось в обдумывание сказанного.

- Да, - вздохнул Николай Павлович, - как-то мы упускаем из виду, что отдельная особь не есть выразитель всего. Она есть его представитель.

- Извините, я как-то не уловил связи с тем, что я говорил, - заметил Юрий Владимирович.

- Да я и сам смутно это улавливаю, - продолжил Николай Павлович, - просто я подумал, что некоторые животные умнее людей, затем вспомнил нашего спаниеля и соседа слева. Но следующая мысль всё-таки опять вернула меня к самому принципу. Хотя наш хвостатый друг и умнее и добрее нашего двуного собрата, люди всё-таки выше животных. Так что ваша мысль в мои мозги уложилась.

-. Ну а как наши молодые друзья, - впервые подала голос Наталья Николаевна.

- Ох, - вздохнула Галя, - я даже и не знаю. Вроде бы понятно, ничего сложного. Но вы говорите, что это один из сложнейших постулатов. Может быть, я слишком тупая для философии?

- Ну, если ты слишком "тупая", то я слишком "острый", - мрачно вступил Сергей, - мне тоже "всё понятно".

Юрий Владимирович и Николай Павлович рассмеялись, так необычен был вид Сергея, всегда, в общем-то, добродушно весёлого.

- Ну что ж, раз всем это ясно, пойдём дальше. Мне думается, что следующий этап моей работы будет скорее информационный, чем философский и не потребует особенных умственных усилий.

- Когда я уловил для себя основы принципа, я понял, что разбирать Иерархию конкретно можно на любой системе. Все они есть отражение единой Идеи. Я полез в словари и справочники, и здесь обнаружилось, что наиболее полная и стройная Лестница действительно существует в буддизме. Во всех остальных, известных нам сейчас системах, некоторые ступени запутаны, имена перепрыгивают, уловить, о чём идёт речь без толкования, сложно.
Одно небольшое отступление. Буддизм старше христианства веков на шесть. Соответственно его тексты более древние, но в словарях, тем не менее, приводятся такие обороты: " несмотря на то, что описания буддизма… напоминает описание христианского…". Если быть точными, следовало сказать: "несмотря на то, что описание христианского… напоминает описание буддийского". Ведь любые христианские описания наверняка использовали описание буддистов. Я уже убедился, что древний мир не был так замкнут, как мы сейчас полагаем. Кстати, это надо учитывать и Сергею, когда он будет разбирать христианскую "Лестницу Иакова".

- Чего, чего, - воскликнул Сергей.

- Я говорю, что христианская Иерархия наверняка учитывала существующую уже буддийскую, - отозвался Юрий Владимирович.

- Да, ничего не ново под Луной, - продекламировал Серёжа.

- Вы правы, мой дорогой, - отозвалась Наталья Николаевна, - но давайте немного обсудим, стоит ли нам углубляться в сложности построения буддийской космологии. Ведь это, в сущности, довольно второстепенный, хотя и очень интересный вопрос.

- Нет уж, если мне следует его учитывать, я должен его знать, - решительно возник Сергей.

- Хорошо. Значит приступим к космологии буддизма, - вздохнула Наталья Николаевна.

- Ну, прежде всего я замечу, что не стану мучить вас терминами. Они на наш слух очень непривычны. Второе, я буду излагать так, как мне самому удалось это классифицировать.

Аватара пользователя
татьяна
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: Чт сен 17, 2009 2:43 pm
Откуда: Тамбов

Re: Беседы в саду

Сообщение татьяна » Вт май 01, 2012 1:47 pm

Итак.
Все уровни (или ступени) в буддизме объединены в "локи". Это слово имеет перевод, сфера, небо.
Затем следующее замечание: мир, где обитают все существа, делится на обитание Богов - девалока ("дэва" по-индийски Бог) - и нижние миры. Но здесь есть небольшая накладка.
Ещё одно крупное деление, верней так, в мире выделяют три локи:
- кама лока (мир желаний);
- рупа лока (мир имеющий форму);
- арупа лока (мир, не имеющий форму).
Так вот, в дэвалоку (как мы помним, мир Богов) входит полностью арупа лока, рупа лока и часть кама локи.

Каждая крупная лока состоит из меньших ступеней. В различной литературе каждый автор употребляет те слова, которые ему ближе. Кто говорит небо, кто сфера, но мы договорились называть это ступень. Я начну их сейчас перечислять. Легче, если мы начнём с самого низа, так как человек не очень-то высоко поднялся по этой лестнице.
Итак, четыре нижние ступени "потери и скорбей".
1 - обитатели адов (это скорее то, что мы сами называем ад, чистилище, то, что почти потеряло божественную Искру).
2 - животные.
3 - голодные духи (то, что имеет неутолённые желания, как правило, бывшие люди).
4 - асуры-полубоги (очень возможно, что это духи стихий-стихиали, так как значение слова "обладающий жизненной силой").
5 - люди.

После этой ступени, собственно, все религии начинают считать их обитателей Богами. Но это всё ещё кама лока - мир желаний. Названия следующих ступеней понять иногда очень сложно. Как то объясняются первые четыре, а затем идёт просто перечисление.
6 - ближайшая к людям сфера есть обитание "четырёх Богов, хранителей входа".
7 - обитание "33 Богов, победителей асуров".

- Возможно это те, кто могут повелевать стихиями, но это моё мнение, - заметила Наталья Николаевна на безмолвный вопрос Юрия Владимировича.

8 - эта ступень описывается так "яма - прекращение страданий".
9 - небо Тушита, где пребывают Бодхисатвы, в том числе и будущий Будда Майтрейя.

После этого неба две остальные ступени кама локи носят названия
10 - боги, восторгающиеся своими творениями.
11 - боги, восторгающиеся творениями других.

На этом мир желаний кончается. Следующие миры, согласно буддийской традиции, населяют обитатели, желаний уже не имеющие. Они называются другим словом - брахмы. Словарь объясняет это оригинальным образом - "боги, имеющие тело брахмы". И всё. Думайте что хотите, так как объяснения, что такое тело брахмы вы не найдёте. Во всяком случае, вразумительного.

Вторая снизу большая область космоса "рупа лока" - мир имеющий форму. Всего в нём 16 ступеней. Они, в свою очередь, объединяются в четыре группы. Три низших состоят из трёх каждая, четвёртая объединяет семь. Но я буду перечислять их с общей нумерацией, а то совсем запутаемся.
12 - брахмы "спутники"
13 - брахмы "министры"
14 - великие брахмы.

Как видим, в первом подразделении в основном деятели. Признаком второго в основном является свет.
15 - блестящий брахма
16 - светящийся брахма
17 - лучезарный брахма.

В третьем подразделении чётко обозначаются качества Ауры
18 - брахма с конечной аурой
19 - брахма с бесконечной аурой
20 - брахма с устойчивой аурой.

Чётко выделить признаки брахм в четвёртом подразделении сложно. Это ступени:
21 - брахма вознаграждающий
22 - брахма без восприятия
23 - процветающие брахмы
24 - безмятежные брахмы
25 - прекрасные брахмы
26 - ясновидящие брахмы
27 - верховные брахмы.

На этом мир форм, или мир брахм, заканчивается. Следующий мир - мир, не имеющий форм - арупа лока. Я понимаю, что всё это слушать утомительно, но осталось немного.

- Это не столь утомительно, - воскликнул Серёжа, - сколь ошеломительно. Ведь если люди пятая ступень, то вы уже добрались до 27! Это же кошмар как далеко! А если то, что мы называем Бог всего лишь на 10 ступени, то, что же это такой?

- Это Беспредельность, мой дорогой, - тихо сказала Наталья Николаевна.

- Да уж, - отозвался эхом Николай Павлович.

- Ну, продолжим, - сказал Юрий Владимирович, - осталось, действительно, немного. Итак. Арупа лока - мир, не имеющий форм. В нём всего четыре ступени. Но, похоже, это и есть само основание мироздания. Судите сами:
28 - бесконечность пространства
29 - бесконечность сознания
30 - великая пустота
31 - неописуемое.

Юрий Владимирович остановился и перевёл дух.
- Да, скажу прямо, уложить всё это в систему мне было сложно. Да и сейчас я не скажу, что мне это полностью удалось. Но как же интересно разбираться со всем этим.
И всё-таки подвести итог я попрошу Наталью Николаевну. Мне пока это сложно.

- Вы немного скромничайте, - ответила хозяйка, - ну не буду припираться.
На первом этапе мы должны усвоить принцип Иерархии. Он выражается словами: главенство высшего над низшим. Самый наглядный образ - лестница или цепь. Каждая ступенька или звено связано с вышестоящим и нижележащим. Порядок прохождения ступеней последовательный, то есть ни одну из них миновать нельзя. Можно только ускорить своё пребывание на ступени. Пожалуй, пока хватит.

Следующий пункт, что мы будем разбирать - взаимодействие двух ступеней - люди и их вышестоящие Учителя. Этот вопрос будет рассматривать Николай Павлович. Я хотела ему предложить один очень интересный текст. В качестве вступления к нему и как завершение сегодняшней беседы, я приведу ещё одну небольшую лестницу Иерархии, которая, несомненно, входит в основную. Это, мне думается, будет полезно для наших дальнейших бесед, так как эти ступени часто в них упоминаться будут. Они носят условное название "ступни ученичества Великого"
1. Ученик
2. Учитель
3. Владыка.
4. Дхиан Коган
5. Планетный Дух.
Ещё один термин, без которого сложно будет понимать современную философию - Махатма "Великая Душа". Иногда упоминают более общие термины. Среди них - Посвящённые, Адепты. Но мы уже, надеюсь, чётко осознали, что как бы ни назывались эти Духи, они всегда ступенью, или даже несколькими, выше нас.

Ответить

Вернуться в «Мысли вслух»