Беседы в саду

Реплики по темам других Разделов.
Аватара пользователя
татьяна
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: Чт сен 17, 2009 2:43 pm
Откуда: Тамбов

Re: Беседы в саду

Сообщение татьяна » Ср июн 06, 2012 7:47 pm

Завершение развития Рас.
Седьмая под-раса Третьей Коренной Расы, вместе со своими всевозможными скрещиваниями с первыми под-расами Четвёртой Расы ещё продолжает доживать на земле. Это в основном австралийцы, тасманцы, бушмены, негритосы. Они находятся в самом конце своего цикла и быстро вырождаются и вымирают. В целом, представление о том, как выглядела третья Раса, могут дать статуи острова Пасхи. Уничтожена эта Раса была Огнём.

На смену ей пришла Раса, известная нам как Атлантида. Она была уже полностью похожа на современного человека, разве что более плотная. Рост её достигал 4 метров. Речь, разум были развиты уже полностью. Естественно, более низким был интеллект, так как это качество должна развивать Пятая Раса.

Атлантида имела уже вполне развитые города, государства, искусства и религии, технику и ремёсла. У них уже была история в том смысле, как мы её понимаем. Но так как эта Раса ещё ниже спустилась в материю, относительно предыдущих, то имелись и потери. Некоторые из них следующие.

- Первые Расы на Земле не нуждались в развитии речи, так как сообщались друг с другом чем-то напоминающим наши мысли, поскольку настоящих мыслей у них ещё не было. Затем, к Третьей Расе, чувства и мысль были освоены, а общение мысленное стало пропадать. Причём, оно пропало, наверное, очень рано, ведь в памяти людей совершенно не зафиксировалось, что оно вообще было. Наиболее поздно исчезли те свойства, которые мы приписываем Третьему глазу, то есть возможность смотреть в прошлое и будущее, видеть ауру людей и проявление психической энергии. Это свойство исчезло к середине Третьей Расы, а орган, который его реализовывал, ушёл в глубь мозга и закаменел.

- Основная масса человечества Третьей Расы ещё могла общаться с Богами - Сынами Света - напрямую. В четвёртой Расе этой способностью обладали уже очень немногие - Адепты. А поскольку они разделились на два направления - Адепты Правой и Левой Руки (Светлые и Тёмные), то между ними началась борьба за основную массу человечества. К нашей беде, в этой борьбе Тёмные Адепты оказались успешнее Светлых. Не будем забывать, что очень многие люди получили Разум преждевременно и не могли им пользоваться в полной мере на Общее Благо. Тёмные Адепты, скатившиеся, в конечном счете, к магии и колдовству, захватили полноту власти над человечеством. Они не могли уничтожить Светлых Адептов, так как если и могли как-то и равняться с ними в знаниях, то совершенно не могли соперничать с ними в силе и мощи Духа. Но всё-таки они вынудили Белое Братство удалиться и отгородиться от человечества, чтобы сохранить и донести космический Огонь до той поры, когда человечество сможет его вместить в более полном объёме.

Оставленная без поддержки Света Атлантида очень быстро стала скатываться в пропасть тьмы, разврата, безрассудства и безумства. Именно в этот момент часть атлантов пошла уже на сознательный грех скрещивания с потомками человеко-обезьян. Порождения их нам известны как человекообразные обезьяны. Причём орангутанги и гориллы стоят наиболее близко к первоначальному предку.

Атлантида быстро катилась к пропасти и около 800 000 лет назад она была уничтожена водой. Но некоторые острова остались существовать ещё долгое время. Последний из них, Посейдонис, описан Платоном. Он погрузился около 16 тысяч лет назад.

Ещё во время существования основного материка, зародыши будущей Пятой Коренной Расы стали выводиться из Атлантиды на места своего будущего обитания. Выводились, так же, и наиболее чистые, не заражённые под-расы Четвёртой Расы. Началось это около миллиона лет назад по двум направлениям: Центральная Америка и Египет, Индия, Монголия, Китай, Северная Америка.
Потомки этих людей и их смешения с первыми под-расами пятой Коренной Расы и населяют в основном Землю. Это китайцы, монголы, индейцы и их всевозможные дальнейшие дробления, как, например, японцы, вьетнамцы, камбоджийцы и т.д.

Первая под-раса чисто Пятой Коренной Расы была сформирована в Индии. Раса получила название Арийская. Отсюда и пошли дробиться дальше племена и народности. В основном, пятая Раса низкорослая, не превышает двух метров, менее плотная, чем четвёртая, с более развитым интеллектом и более духовная, чем атланты. По духовности она приближается сейчас к уровню первых Коренных Рас. Но внутри самой Пятой Рас наиболее духовная всё-таки первая под-раса - индусы. Наиболее физически зрелая пятая под-раса - западноевропейцы и их расселения: Америка и Австралия. Евреи и арабы составляют тупиковые ветви первой под-расы Пятой Расы. В настоящее время идёт формирование шестой под-расы Пятой Расы и зародышей Шестой Коренной Расы.
Елена Петровна Блаватская рекомендовала изображать Расы в виде кактуса с колючкам, но мне ближе картинка в виде дерева или колоска.

Таким образом, мы живём в момент начала формирования следующей Коренной Расы. Она должна быть более высокой, освоить заново забытые свойства ясновидения, яснослышания, левитации, телепатии и тому подобное, но уже на базе сознания, на более высоком уровне, а не как врождённые, неосознанные способности. Чем будет заниматься Седьмая Коренная Раса нам пока неизвестно".

- Вот то, что я когда-то написала по этому вопросу, - сказала Наталья Николаевна, закрыв тетрадь, - Но в процессе дальнейшего изучения у меня добавились некоторые уточнения, которые я кратко сформулировала в следующих словах:
"Третья Коренная Раса осваивала и развивала чувства.
Четвёртая Раса полностью развила память.
Пятая раса работала над интеллектом.
Пока развивалось какое-то качество, уже развитое откладывалось в копилку.
Шестая будет занята интуицией и чувствознанием".

- Я надеюсь, вы не очень утомились, - осторожно она спросила тихо сидевшую аудиторию.

- Боже мой, конечно нет, - воскликнула Галя, - я как будто сказку слушала. Неужели всё было именно так?

- Конечно, - спокойно сказала хозяйка, - ведь именно на это нам намекают мифы, легенды и сказки. Я думаю, что если ты теперь прочтёшь некоторые из них, особенно Махабхарату, то совсем по-другому всё воспримешь. Даже книги Библии, особенно "Бытие" уже будешь читать в новом свете.
Но я думаю, что мы достаточно много получили на сегодня информации и надо отдохнуть.

- Золотые слова, - поддержал Николай Павлович, - Всё хорошее должно быть в меру. И после такого умственного напряжения, непременно следует переключиться на простые действия. Лучше неутомительный физический труд.

- Кстати о труде, - вдруг мрачновато вступил Серёжа, - У меня давно зреет вопрос, как философия разрешает ситуацию с трудом на своё содержание, с занятием коммерцией. Что-то много говориться в последнее время на эту тему всякого разного.

- Ну, я думаю, твой папа сможет объяснить тебе этот вопрос, - лукаво прищурившись, заметила Наталья Николаевна.

Да уж, не в бровь, а в глаз, - рассмеялся Николай Павлович, - но ты дружочек с Галочкой мне немного поможете. Да и тему эту особенно мы углубляться не будем, так подберём несколько замечаний для размышления. Но это в следующий раз, а сейчас отдых.

Аватара пользователя
татьяна
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: Чт сен 17, 2009 2:43 pm
Откуда: Тамбов

Re: Беседы в саду

Сообщение татьяна » Ср июн 06, 2012 7:48 pm

15.
Осень вступала в сои права полностью, когда все собрались на веранде Николая Павловича в саду. Затяжные дожди ещё не нагнали на природу тоскливую печаль, но утром уже было промозгло и сыро, да и вечера стали прохладными. Но день ещё радовал и теплом и солнышком. А краски природы компенсировали всё.
Николай Павлович, перед тем, как начать говорить, попросил всех немного расслабиться и "прийти из высоких сфер философии на практические поля Земли". Столь сложное замечание вызвало лёгкий смех молодёжи, но действительно привело всех в единое состояние.

- Моё необычное замечание вызвано тем, что в последних беседах мы слышали в основном очень сложные и насыщенные тексты, а сейчас я предложу вам несколько цитат проще и жизненней. Я заметил, что наши молодые друзья уже пришли с настроем на интенсивную умственную работу и забыли, что сегодня мы попытаемся поговорить о согласовании высокого Учения и простых жизненных проблем, а именно с "трудом на своё содержание", как обозначил это Серёжа.

Читая различные источники в последнее время, я обнаружил, что в любой философской системе очень мало даётся примеров и постулатов для применения в сугубо конкретных случаях. Положения Учения объясняются либо притчами, либо на конкретном примере даётся намёк на применение в жизни для других случаев. Особенно это касается очень конкретных положений каждой эпохи. Но не буду углубляться в это размышление и приведу то, что я подобрал за это время. В основном я просмотрел книги Учения и "Письма Е.И.Рерих".

Сначала две небольшие цитаты на тему деньги, доход. Обе они из книги "Озарение". На первый взгляд они не совсем отвечают на наш вопрос, но я выделил несколько слов, как намёк.
Первая цитата:
"Любят мелкие торговцы поплакать о затратах и прикинуться обиженными. Но истинный промышленник жизни считает каждую затрату лишь залогом дела…
Советую промышленникам жизни для всех должностей иметь заместителей.
В больших предприятиях дело стоит на деле, не на личности.
И кто может утверждать, что он отдал? Мы раскроем Наши торговые книги и докажем, сколько кто получил, и потому совсем не так легко жертвовать, когда жертва есть возможность; а возможность есть польза; а польза есть разумное сотрудничество…".

Вторая:
"Не живите на доходы от денег. Эта прибыль нечистая.
Лучшее перемещение благ – в обмене вещей или, в крайности, можно допустить в обмен на деньги, оборачиваемые непосредственно…".

Всё остальное я почерпнул из переписки Елены Ивановны. Кстати, именно там можно понять, как относились Учителя и сами Рерихи к проблеме жизнеобеспечения. Сначала краткое замечание Елены Ивановны.
" Не горюйте, что Вам приходится тратить столько времени на заработок для жизни. Все мы должны зарабатывать свой кусок хлеба. Именно, все должно быть совершено, не уходя от жизни, и земными руками и ногами".

Читая тома переписки, особенно с Фосдик в Америке, поражаешься, как внимательно Рерихи советовали использовать местные условия, чтобы добиться самообеспечения всех культурных организаций. Как пример приводится опыт Риги, где сумели добиться рентабельного производства и наладить прибыльное издательство. Основной рефрен всех подобных советов состоял в попытке найти местные способы для того, чтобы избавиться от попрошайничества.

Второй аспект этой проблемы - как должен относиться человек к своему богатству. И здесь меня подстерегало небольшое открытие. Я обнаружил в письмах описание двух таких случаев. Разница между ними 26 веков, но подход к решению почти одинаков. Похоже, различные Учения и в разные века видят в этой проблеме только один главный аспект. Но судите сами.
"Приведу Вам притчу из жизни Будды:
«Анатхапиндика, человек несметного богатства, прозванный «Покровителем сирот и Другом бедных», услышав, что Будда остановился в бамбуковой роще вблизи Раджагрихи, немедленно отправился к Нему. Благословенный тотчас же увидел чистоту сердца Анатхапиндика и приветствовал его благостными словами.
Анатхапиндика сказал: «Я вижу, что Ты – Будда, Благословенный, и хочу открыть тебе мое сердце. Выслушай меня и посоветуй, как мне поступить. Моя жизнь полна работы, и я приобрел большое богатство, я окружен заботами. Тем не менее, я люблю свое дело и прилежу ему со всем усердием моим. Много людей работают у меня, и благосостояние их зависит от успеха моих предприятий. Но я слышал, как твои ученики восхваляют благодать и радость жизни отшельника и осуждают суету мирскую...
Будда отвечал: “Благодать праведной жизни достигается каждым, кто следует благородному Пути Восьми Ступеней. Тот, кто привязан к богатству, пусть лучше отставит его, нежели позволит отравить им свое сердце, но тот, кто не привязан к богатству и кто, обладая им, праведно употребляет его, будет благословением своим ближним. Я говорю тебе: сохрани свое положение и еще усерднее приложи свое умение к делам твоим. Не жизнь и не богатства и не власть делают из человека раба, но лишь его привязанность к жизни, богатству и власти. Бикшу, который уходит из мира, чтобы вести жизнь беззаботную и бездеятельную, ничего не достигает. Ибо жизнь в лености есть отвращение, и немощь силы должна быть презираема. ….

И что бы человек ни делал – будет ли он ремесленником, купцом или воином или удалится из мира и посвятит себя молитвенному созерцанию, пусть он вложит все свое сердце и прилежание в свою работу, пусть он будет усердным и деятельным. И если он будет, как лотос, который растет в воде и тем не менее остается нетронутым ею, если он будет биться в жизни, не питая зависти и ненависти; если будет вести жизнь не для услаждения самости, но лишь для истины, тогда радость, мир и благодать, несомненно, пребудут в сознании его».

В письме от 08.03.38, разбирая ситуацию о риске своей жизнью для спасения ближнего, Е.И. приводит следующее:
"Вспоминается рассказанный мне случай. В одной американской школе учитель предложил на обсуждение следующую тему. Один фабрикант и большой благотворитель шел по дороге, впереди него, заплетаясь ногами, передвигался пьяный нищий, из-за поворота неожиданно вывернулся автомобиль и смял пьяницу. Вопрос заключался в том – должен ли был фабрикант броситься спасать нищего и рисковать при этом жизнью, или же он был прав, воздержавшись от возможности самоубийства? Учитель-американец утверждал, что фабрикант, несший на себе ответственность за существование множества рабочих, поступил правильно, охранив свою жизнь…
Потому скажем, человек должен везде, где может, помогать своему ближнему, но рисковать своею жизнью он может в том случае, если он не несет большой ответственности".

Из прочитанного я вынес, что всегда во главу угла в данном случае ставилось то, что человек своим богатством и трудом давал возможность работать многим и нёс за них ответственность. И отказываться от этого, рисковать собой он не имел права без особой необходимости.
В письмах же я нашёл и то, что для меня стало ключом к пониманию всей проблемы. Это приведённый параграф из книги "АУМ" о кооперативе.
"Кооператив не есть закрытое общежитие. Сотрудничество, основанное на законе природы, содержит в себе элемент беспредельности. Обмен труда и взаимопомощь не должны накладывать условных ограничений. Наоборот, кооператив открывает двери ко всем возможностям. При этом кооперативы связаны между собою, и таким образом трудовая сеть покроет весь мир.
Никто не может предопределить, какие виды сотрудничества могут развиться. Учреждения, основанные кооперативами, могут быть разнообразными и покроют задания просвещения, промышленности и сельского хозяйства. Невозможно представить ни одной отрасли, которая бы не могла быть усовершенствована кооперативом. Нельзя запретить, если люди сойдутся для сотрудничества в совершенно новом сочетании. Кооператив есть оплот государства и рассадник общественности. Откуда придет общественное мнение? Откуда составится желанное преуспеяние? Откуда одинокие труженики получат помощь? Конечно, сотрудничество научит и единению".

Не могу сказать с уверенностью, что ответил на поставленный вопрос, но для себя ситуацию я прояснил, - закончил Николай Павлович.

- Мне пока кое-что не понятно, - заметил Серёжа, - но просмотрю материал ещё раз и думаю тоже "уясню свою позицию".

Аватара пользователя
татьяна
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: Чт сен 17, 2009 2:43 pm
Откуда: Тамбов

Re: Беседы в саду

Сообщение татьяна » Ср июн 06, 2012 7:49 pm

16.
- В прошлый раз мы немного отвлеклись от обсуждения семеричности, - начала говорить Наталья Николаевна, когда общество опять собралось в саду.
На этот раз все сели в небольшой беседке, которую только что кончили сооружать Николай Павлович вместе с Серёжей. Все предложения помощи со стороны Юрия Владимировича и Галочки были отвергнуты ими, как "нарушающие чистоту семейного дела". В какой-то мере эту встречу можно было считать новосельем беседки.

- Хотя отвлечение и было необходимо, - продолжала Наталья Николаевна, - я хотела предложить ещё немного задержаться на этой теме. Меня давно интересовало слово "семья". В нём так явно проглядывает семёрка. И если подумать, то у человека в первом приближении в прошлое уходит именно семь человек, считая его самого.

- Немного не понял, - заметил Серёжа.

- Я думаю, просто не сразу посчитал, - отозвался Николай Павлович, - я помогу: ты сам, твои отец и мать, твои бабушки и дедушки дают в сумме семь.

- Действительно "семь я", ну надо же, как слова могут расшифроваться, - задумчиво вступила Галя.

- Ну, не стоит так сразу принимать эту версию как единственную и неоспоримую. Просто давайте поговорим о семье, - вновь вступила в беседу Наталья Николаевна, - если, конечно нет никаких возражений.

- Я думаю, это очень полезная и важная тема. Да и время подходящее, уж слишком замутился и затуманился смысл семьи, - проговорил Юрий Владимирович, - Хотя, на мой взгляд, это столь обширная тема, что сам собой напрашивается вопрос: "какой аспект её, семьи, вы хотели бы обсудить?"

- Очень хороший вопрос, - отозвалась Наталья Николаевна, - меня, собственно говоря, всегда интересовало назначение семьи, как таковой в процессе эволюции.

- Вот уж совершенно неожиданный поворот, - почти подпрыгнув, вступил Сергей, - никогда над этим вообще не думал.

- Ты ещё слишком молод, - спокойно проговорил Николай Павлович, - и вопрос брака и семьи перед тобой ещё не встал в своём первоначальном значении.

- Как это? - недоумение Серёжи всё возрастало.
Галя сидела притихшая, но очень внимательно слушала.

- Молодёжь редко задумывается над вопросом "зачем?" в связи с браком. Их больше интересуют грубые земные аспекты. Только по прошествии значительного времени некоторые начинают понимать, что брак и семья это не развлечение, не удовольствия, - печально проговорил Николай Павлович, - Я очень хочу прослушать то, что написано в Учении по поводу назначения семьи.

- Очень хорошо, - закончила небольшую дискуссию Наталья Николаевна, - Я предлагаю пойти уже проверенным путём. Я подготовила цитаты и разбила их условно на три подтемы. И будет крайне полезно, чтобы наши молодые друзья взяли на себя труд прочесть часть их. Я думаю, что сегодня я познакомлю вас с подборкой о современном положении семьи, а на следующей встрече Серёжа нам сообщит о браке, а Галя о задачах семьи вообще.

Никаких возращений не последовало, хотя Серёжа слегка смутился, а Галя очень испуганно посмотрела на всех.

- Итак, не будем отвлекаться, - начала Наталья Николаевна, взяв в руки подготовленные выписки, - Я не буду останавливать ваше внимание на источниках. Если кто захочет ещё раз прочитать их, то возьмёт у меня.

Первая цитата требует небольшого пояснения. Она взята из большого текста, объясняющего существующие общины людей:
"…общины несознательные, которые вырабатывают приемлемый вид общежития. Можно найти их среди рабочих земледельцев, учащихся, реже в семьях".

Далее пойдёт просто подборка цитат, которые я буду читать без остановки.

= Если бы большинство современных семей не являлись рассадниками пошлости, то именно они могли бы быть проводниками работы общего духа. Но механические матери и отцы умеют лишь лепетать – делайте как все!

= В том несчастье семей, что жизнь духа не входит в их обиход.

= … Семья имеет рамки, сооружённые прадедами…

= Государства, Правительства, семьи так искажены в человеческом понимании.

= Разруха дома и семьи будет не в словах и в действиях, но в мыслях. Безмолвно подтачиваются основы. Люди, сами не замечая, замышляют разложение. Не много очагов, где в полном понимании творится труд взаимный – так каждый очаг есть ступень к Братству.

= Часто можно наблюдать, как один член семьи, стремящийся к просвещению, встречает особое издевательство от всех прочих. При этом одному нужно собрать все мужество против грубых нападений всех остальных. Не часто окажется, что большинство стремится к свету и может общими усилиями противостоять тьме. Конечно, противоборство против тьмы поможет усовершенствовать силы, но, тем не менее, вопрос семейный будет всегда краеугольным.
Правильно осуждается поспешность решения семейного положения. Не может быть большего бедствия, нежели тьма в семье. Отсюда рождаются и бедствия будущего поколения.
Мы печалуемся о семейных противоречиях, они лишают сил даже лучших борцов. Нужно подумать, сколько устремлений пресекается в самом зачатке. Сколько кощунств и злословия изливается там, где мог бы основаться очаг добра! И сколько может теряться ценной психической энергии! Люди не дорожат этим даром, он может разлиться, как панацея из разбитого сосуда. Нужно везде, где можно, помочь семейному началу.

= Может быть, на тысячу семей найдётся одна, где обращают внимание на природу детей.

= Человек признаёт, что семья перестаёт существовать при раздорах…

= Среди семей часто вопрос воспитания вообще не затрагивается, дети растут сами по себе, и ласковая рука не коснется их, и голос близкий не расскажет о мире чудесном.

= …но ни в семье, ни в школах не говорят о жизни будущей. Напротив, такой разговор показался бы непозволительным. Семейные не считают возможным говорить о переходе в Мир Тонкий…

= …многое зависит от окружающих условий. Из ста семей не более пяти могут похвалиться гармонической обстановкой. Много энергии пропадает при домашних трениях! Усовершенствование домашней жизни должно научить целесообразности.

= Могут сказать – неужели домашний обиход может иметь глубокое значение? Именно может. Постоянно говорят о несчастных безвинно страдающих, но посмотрим в корень быта и найдем множество причин, порождающих несчастье. Могут быть прямые и косвенные причины. Может человек страдать по вине другого, но какая-то связь следствий должна быть.

Простой семейный быт разве не порождает множество следствий? Семья забыта и часто служит злейшим рассадником вражды. Могут ли такие порождения проходить бесследно? К тому же они обычно прикреплены к одному месту, и тем усиливается размножение этих губительных бактерий.

- первоначально я планировала после прочтения суммировать всё отобранное, но с обратным знаком. Но затем мне показалось, что лучше будет выслушать всё и лишь затем подвести итог, - закончила Наталья Николаевна.

- По-моему, это будет лучше, - поддержал её Юрий Владимирович.

Аватара пользователя
татьяна
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: Чт сен 17, 2009 2:43 pm
Откуда: Тамбов

Re: Беседы в саду

Сообщение татьяна » Ср июн 06, 2012 7:50 pm

17.
- Основы моей подборки письма Е.И.Рерих, - начал Серёжа через неделю, - Как и Наталья Николаевна, я не буду задерживаться на источниках. Так, по-моему, будет лучше видна суть.

= Каждый из нас имеет свои прямые обязанности по отношению к своей семье, но не следует преувеличивать их. Ведь часто семьи являют зрелище полного разъединения, антагонизма и служат очагами духовного разврата. Неужели было бы справедливо и целесообразно растрачивать свои силы и жертвовать высокими идеалами для искусственного поддержания в большинстве случаев незаконных уз? Именно незаконных, ибо на земле многие союзы, скрепленные всеми людскими законами, оккультно должны рассматриваться как незаконные. Именно в силу таких незаконных браков происходят все страшные преступления, вырождение целых народов и гибель нашей цивилизации. Вопрос законности семьи очень глубок, он затрагивает само Бытие. Установление законных сочетаний есть великая наука будущего. И она будет строиться на непреложных космических законах. Много говорилось о сродстве душ, но кто знает и понимает истину эту во всем величии непреложного космического закона? В Учении сказано, что люди должны сочетаться даже по стихиям. Лишь родители, принадлежащие к одной стихии, могут дать уравновешенное потомство. В жизни же мы видим, как часто огонь сочетается с водою или воздух с землею. Именно, бесплодие и вырождение целых народов имеют в основе своей подобное смешение. Придет время, и эта истина встанет перед людьми, придерживаться которой станет насущной необходимостью. ….

Тем же лицемерам, которые, прочтя о замене кровного родства духовным, возмутятся и начнут клеветать на Учение, якобы указующее якобы указующее пренебрежение к семейным обязанностям, можно привести из ими же принятого Учения-Евангелия слова Христа: «Истинно, говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во стократ более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной...» (от Марка гл. 10, ст. 29, 30)….

И благо, если семья состоит из духовно родственных членов, в противном случае никто не имеет права осудить, если кто-либо из членов ее станет искать себе единомышленников на стороне. Ведь только духовные узы, узы сердца имеют значение и сплетают жизни наши на тысячелетия, кровные же узы могут быть и явлением привхождения, и частичною кармической платою. Сколько отцов не знают своих сыновей и дочерей!!! Потому не будем лицемерами.
И в этом вопросе не следует быть сентиментальными, но понять, в чем состоит истинный долг семьянина. Когда мы дорастем до осознания законных браков, то вопрос кровного и духовного родства разрешится сам собою.

= .. В одном из писем я уже писала, что считаю брак понятием священным, а также, что никогда не брошу камнем в женщину, ради беззаветной любви пренебрегшую установленными обычаями, но при условии, что она не строит счастья на несчастьи других. Мне кажется, что сказано достаточно широко, и вдаваться в дальнейшие разъяснения всех случаев, когда допустимо нарушение обычаев, мне не хотелось бы. Ведь каждый благоразумный человек отлично понимает значение нерушимости брака и гармонии семьи для подрастающего поколения и в государственном строительстве. В Учении указано, что семья есть прообраз государства. Благосостояние и благополучие государства покоятся на прочных устоях семьи.

Если же привести самые незыблемые космические истины, устанавливающие нерушимость брака, то большинство именно воспользуется этими возвещенными истинами для оправдания его нарушения. Так, если подтвердить им, что сокровенность и нерушимость брака имеет в основании великую истину о половинчатых душах, они тотчас же с облегченной совестью устремятся на поиски принадлежащей им половинки и обязательно найдут ее у чужого очага. Немало таких, которые все свои увлечения объясняют космическими влечениями. Разве возможно этим людям пояснить, что именно чистота их брачной жизни скорее всего приблизит их к нахождению созвучной души? Если им сказать, что при разнузданности нравов половинчатые души испытывают особо острый антагонизм друг к другу, они не поверят и возмутятся. Между тем, лишь при чистоте чувства возможны наипрекраснейшие сочетания и лучшие возможности….
Итак, чистота брачной жизни есть непременное условие для всех истинных учеников….
«Ни один благоразумный человек не может не увидеть великую необходимость в изменении методов заключения брака и некоторых положений в существующих сейчас брачных законах, если только мы желаем увидеть лучшую расу человеческих существ, идущую на смену нашей. Но отвергание настоящих брачных законов, и сознательное низвержение идеалов, и признание беззакония, которое главенствовало в допотопные времена, могут иметь лишь один результат – дегенерацию. Человечество не обретет силы и знания отходом назад в глубь веков, лишь очищающее поступательное движение создает эволюцию. Потому образование и воспитание должны быть направлены к нахождению правильного сочетания брачующихся сторон, и единобрачие должно быть установлено вместо существующего беспорядочного полового смешения».
«В будущей, более усовершенствованной расе истинные браки будут так же обычны, как они редки в настоящее время».
«Конечно, невозможно настаивать на продолжении брачных уз между людьми антагонистичными, неверными и жестокими к друг другу, ибо это было бы худшим видом тирании, но необходимо установить тщательный выбор и пользоваться естественными средствами для установления разумного сочетания. Неправильное или неблагоприятное положение планет, корыстные соображения и ненормальное половое увлечение, достигающее болезненности, ответственны за большинство несчастных и противоестественных браков в настоящее время».

= Ведь редчайшее явление, чтобы в семье хотя бы два члена были солидарны во всех своих устремлениях. Даже при одинаковости устремления часто подходы настолько разнятся, что возникают трения. Вот почему при заключении браков так важно, чтобы сочетающиеся имели бы общность в самых краеугольных вопросах и устремлениях, но именно на это основное условие для согласного брака меньше всего обращается внимание.

- Всё вышесказанное так чётко и просто объясняет, что нужно ждать от брака и как в него вступать, что, на мой взгляд, просто не нуждается в комментариях и обсуждениях, - закончил Серёжа.

- Почему так мрачно, - улыбнулась Наталья Николаевна, - Закон есть Закон. И если ты его выполняешь, то и награда последует.
Теперь самое время послушать, что же должна стремиться развивать семья. Галя, тебе слово.

Аватара пользователя
татьяна
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: Чт сен 17, 2009 2:43 pm
Откуда: Тамбов

Re: Беседы в саду

Сообщение татьяна » Ср июн 06, 2012 7:51 pm

- У меня очень мало цитат, - смущаясь, сказала Галя, - они из книг Учения.

= Семья, род, страна, союз народов – каждое объединение стремится к миру, к улучшению жизни. Каждое сотрудничество и сожительство нуждаются в совершенствовании.

= Нужно, чтоб в семьях был хотя бы зачаток понимания образования.

= Семья во всех Учениях указана как устой всего будущего. Истинно, кроме всех прочих значений семья есть рассадник кармических уз. Тем самым Учение будет неполным, не утвердив значение семьи. Нужно увидеть семью как очаг сознательности и сотрудничества.

= Истинная семья есть прообраз общиножительства. Она может олицетворять сотрудничество и Иерархию, и все условия Братства. Но весьма редки такие семьи и потому невозможно сказать всем, что семья есть символ Братства. Могут ответить, что семья не есть ли символ вражды? Настолько люди привыкли не уважать дом. Потому среди вопросов воспитания обратим особое внимание на домашний быт. Без строения дома нельзя мыслить и о строении государства.

= Пусть обиход творится руками семьи.

= Пусть семья и школа творят будущих тружеников и творцов.

- И как завершение, небольшая фраза из Писем Е.И.Рерих: "В Учении сказано, что семья есть прообраз государства".
У меня всё, - закончила Галя.

После непродолжительной паузы, в беседу вступил Юрий Владимирович:
- Наталья Николаевна просила меня сделать небольшое заключительное слово. Но всё, что я прослушал, столь "просто" в высказываниях, что, кажется, практически не нуждается в выводах. Но, тем не менее, я всё-таки выскажу своё мнение.
У меня создалось впечатление, что при разборе вопроса о семье следует учитывать два аспекта. Условно я назову их "внешний" и "внутренний". Под "внешним" аспектом у меня собралась информация, в которой говорится о семье, как прообразе государства, самой первой части цепочки: семья - род - страна - государство - союз народов. То есть это первый опыт сотрудничества, "общинножительства", со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Ну а внутренний аспект семьи это воспитание "сознательных тружеников и творцов". Причём грамотное, опирающееся на знание Законов Космических.

- Да, "и где мне взять такую семью" - фальшиво пропел Серёжа.

- Не кощунствуйте, мой друг. Если ты далёк от идеала, то это не значит, что идеала нет, - отозвалась Наталья Николаевна, - Но как раз в этом вопросе ты очень и очень не прав. Такая семья была нам дана, как образец для подражания. Это семья Рерихов.
Как интересно поворачиваются события. Сейчас у нас конец сентября, а именно в начале октября обычно отмечают памятные дни семьи Рерихов, так как 9 октября день прихода на Землю Николая Константиновича, 5 октября уход Елены Ивановны, а 5 ноября день прихода Святослава Николаевича. А в 1999 году получился год тройного юбилея - 125 лет со дня рождения Николая Константиновича, 120 лет Елены Ивановны и 95 Святослава Николаевича.

- Боже, как интересно, - воскликнула, оживившись, Галя, - А давайте, и мы как-нибудь отметим дни памяти семьи Рерихов.

- Какая богатая идея, - отозвался Николай Павлович, - Я её всецело поддерживаю.

- В общем-то, я хотел предложить тоже что-то подобное, - тут же включился в разговор Серёжа, - более того, я хотел бы попросить разрешения пригласить некоторых друзей.

Наталия Николаевна удивлённо приподняла бровь:
- Ты думаешь, это будет интересно не только нам?

- Наверняка, душа моя, - отозвался Николай Павлович, - Это будет интересно для большего количества, чем наш маленький кружок и друзья Сергея.

- Ну, если вы так думаете, то вполне можно подготовить небольшой камерный вечер для друзей и знакомых. Как раз 9 октября в этом году попадает на субботу.

- Вот и прекрасно, - радостно сказал Николай Павлович, - Мы поручим тебе подготовить сценарий и дать нам работу.

Так как Наталья Николаевна всегда с большим трудом шла на всевозможные встречи и вечера светского характера, её близкие были очень рады таким согласием провести подобное мероприятие. И, чтобы не дать ей повод как-нибудь отказаться, быстро начали готовить чай и беседовать на совершенно посторонние темы.
Такое поведение вызвало сначала недоумение у хозяйки, но затем она понимающе улыбнулась и спокойно занялась планированием вечера.

Аватара пользователя
татьяна
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: Чт сен 17, 2009 2:43 pm
Откуда: Тамбов

Re: Беседы в саду

Сообщение татьяна » Ср июн 06, 2012 7:51 pm

18.
Вечер памяти семьи Рерихов.
В этот день в саду Николая Павловича собралось значительное количество гостей. Здесь были и соседи, и его сослуживцы, и друзья Серёжи и Гали. Так как все знали, о чём будет идти речь, то, не смущаясь, стали ждать начала.
Участники программы разместились вокруг небольшого столика, на котором стояли портреты членов семьи Рерихов и букет роз в изящной вазе. Разговор начала Наталья Николаевна.

- Для важных поручений история соединяет в единую семью гармонических людей. Их духовная батарея особенно сильна. Такой сильной гармонической батареей в нашем веке стала семья Рерихов. Им выпала на долю грандиозная миссия: соединить людей вокруг нового, принести в мир высокий свет искусства и культуры, стать связующим звеном между народами Запада и Востока. Их было четверо: Николай Константинович, его жена Елена Ивановна и два их сына - Юрий и Святослав.
Их жизненный путь столь необычен, их творчество столь обширно и многогранно, что рассказать о них в небольшом вечере просто невозможно. Мы решили выбрать такой вариант - каждый из нас кратко расскажет о ком-то одном из семьи Рерихов и познакомит вас с тем, что ему особенно близко из творчества или что его особенно поразило из жизнеописания. И начнём мы с главы семьи, самого старшего из Рерихов Николая Константиновича. О нём будет говорить Николай Павлович.

Николай Константинович Рерих
Джавахарнал Неру сказал о Николае Константиновиче следующее: " Когда я думаю о нём, я поражаюсь размаху богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий учёный, писатель, археолог и исследователь, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений".

Николай Константинович родился в 1874 году в Петербурге в семье древнескандинавского происхождения. Он одновременно получил образование в Академии художеств и на нескольких факультетах Университета, в том числе, исполняя пожелание отца, на факультете юридических наук. Позже учился за границей. С юности все заметили, что он одарён блестящими умственными способностями исследователя и удивительной памятью. Свои археологические исследования и раскопки он начал, когда ему было всего 18 лет.

После завершения образования, в начале нашего века Николай Константинович возглавлял целый ряд просветительских учреждений, школ, мастерских, стоял во главе Императорского общества поощрения художеств, был первым председателем известного объединения художников "Мир искусства", директором первых женских архитектурных курсов.
Кроме этого он писал сотни картин, фресок, работал над мозаиками для общественных зданий, декорациями и костюмами для опер и балетов, писал книги, очерки об искусстве и археологии, короткие рассказы, сказки и стихи, проводил исследования по археологии, истории и искусству. Он находил также время для собирания замечательных коллекций по искусству и археологии, которые были одними из лучших в России.

В 1916 году Николай Константинович заболел воспаление лёгких и вся семья уехала сначала на север Ладожского озера, затем в Финляндию, а после революции, с 1918 года, оказалась за границей, в эмиграции. Сначала Рерихи жили в странах Скандинавии, затем в Англии, а с 1920 года в США. В 1923 году они переехали в Индию.

В 1924 -1928 году вся семья, кроме Святослава, совершила беспрецедентную экспедицию по Центральной и Восточной Азии. Они прошли из Индии в Китай, Сибирь, Монголию, Тибет и Гималаи. Во время этой экспедиции, в 1026 году, Рерихи посетили Москву и Алтай.
В 1934-35 гг. Николай Константинович, вместе с сыном Юрием совершил ещё одну большую экспедицию по Центральной Азии.

На месте своего постоянного проживания в Индии, в долине Кулу, Рерихи основали Институт Гималайских Исследований "Урусвати", членами которого состояли ведущие учёные и мыслители нашего века, такие как Эйнштейн, Тагор, Неру.
Знаменательной вехой в жизни Николая Константиновича стало возникновение его Международного Пакта по охране культурных ценностей. Этот документ известен как "Пакт Рериха" и был в 1935 году подписан рядом стран Латинской Америки и США. Он вошёл в основу ряда других международных договоров.

В возрасте 73 лет, в 1947 году, Николай Константинович ушёл из жизни. Его прах был похоронен в Индии в долине Кулу. Он оставил после себя величайшее духовное наследие - более 7 тысяч картин, 27 томов литературных произведений, не считая бесчисленных статей. О его признании во всём свидетельствует и тот факт, что более 100 академий, институтов, обществ, ассоциаций, лиг, федераций избрали его действительным и пожизненным членом.

Его сын Святослав сказал о нём: "Лучше всего его жизнь можно подытожить как беспрерывные поиски - поиски знания, самопознания и синтеза путём сосредоточенной творческой деятельности и служения".

К сожалению, из того факта, что Рерихи долго жили за рубежом России, многие делают вывод об их не любви к ней. У Николая Константиновича есть статья "Россия". В ней он приводит выдержку из работы другого писателя, сопровождая её следующими комментариями:
"Уж больно глубоко и правильно чуете Вы Россию. Мало где встречались мне определения, подобные Вашим. В яркой мозаике Вы сложили многообразный лик великой России. И сложили этот лик в дружелюбии ко всем частям его…. Но слова эти так верны, так душевны, так красивы, что просто хочется в них еще раз пережить запечатленные в них образы. Ведь их нужно не только знать, их нужно полюбить".
Думается, мы смело можем считать, что всё нижесказанное является выражением мыслей самого Николая Константиновича.

"Вы говорите: "Россия не только государство... Она - сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях, в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.
Россия - это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света - и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.
Россия - это семь синих морей: горы, увенчанные белыми льдами; Россия - меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветренных и цветущих.
Россия - это бесконечные снега, над которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники. Россия - страна развертывающегося индустриализма нового, невиданного на земле типа, неопределенного пока...
Россия - страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые до времени таятся в ее глухих недрах.
Россия - не единая раса, и в этом ее сила. Россия - это объединение рас, объединение народов, говорящих на ста сорока языках, это свободная соборность, единство в разности, полихромия, полифония.
Россия - не только страна мгновенного настоящего. Она - страна великого прошлого, с которым держит неразрывную связь. В ее березовых солнечных рощах по сей день правятся богослужения древним богам. В ее окраинных лесах до сей поры шумят священные дубы, кедры, украшенные трепещущими лоскутками. И перед ними стоят бедные глиняные чашки с кашей - жертвой. Над ее степями плачут жалейки в честь древних божеств и героев.
Россия - страна православия, этой самой живой религии, безнасильной, бесспорной, тактичной, которая никогда не преследовала своих противников. И в то же время Россия - страна многих религий, которые все уживаются между собою, соединяясь не в человеческом ограниченном догматическом плане, а в верхних райских подоблачных высотах.
Россия есть страна византийских куполов, церковного звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима ¬Византии, второго Рима. И придают России неслыханную красоту, запечатленную в русском искусстве. Россия - могучий, хрустальный водопад, дугою вьющийся из бездны времени в бездну времен, не охваченный доселе морозом узкого опыта, сверкающий на солнце радугами сознания, гудящий на весь мир кругом могучим утверждением всеславянского бытия. Россия грандиозна. Неповторяема.
Россия - полярна. Россия - миссия новых времен. Россия - единственная страна в мире, которая величайшим праздником своим славит праздник утверждения жизни, праздник воскресения из мертвых, радуясь заре весеннего расцвеченного дня, с огнями крестных ходов под утренним яхонтовым, парчовым, заревым небом".

Николай Константинович завершил свою статью следующими словами:
"Спасибо за Ваше слово о России, которое мне так по сердцу".

Очень много можно говорить о связи самого Николая Константиновича и всей семьи Рериха с культурой. Я выбрал только одну область - музыку. Вся семья её очень любила и часто слушала. И один из наиболее слушаемых был Вагнер. В начале века Рерих написал работу, названную "Полёт Валькирий". Я предлагаю послушать эту музыку.

Аватара пользователя
татьяна
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: Чт сен 17, 2009 2:43 pm
Откуда: Тамбов

Re: Беседы в саду

Сообщение татьяна » Ср июн 06, 2012 7:52 pm

Следующей стала говорить Галя. Она взяла в руки портрет Елены Ивановны Рерих и, гладя не него, начала свою часть повествования:
- Труднее всего мир постигал величие и значение подвига Елены Ивановны Рерих. Очень долгое время на её родине, в России даже не подозревали о существовании столь знаменательной женщины. Даже встречая в статьях Николая Константиновича упоминания о своей "другине, ладе", многие не придавали этому никакого значения. Большая Советская Энциклопедия не "заметила" Елену Ивановну в семье Рерихов. Даже когда её труды проникли на территорию России, когда стало известно о её значении для всего человечества, официальная историческая наука сопротивлялась. И лишь в год её 120-тилетнего юбилея, статья о ней была помещена в разделе "русские философы" как "основательница Учения".

Родилась Елена Ивановна также в Петербурге, в 1879 году в дворянской семье Шапошниковых, и готовилась своими родными к светской жизни. Основу её образования должна была составлять музыка, она училась в музыкальной школе при консерватории. Но Елена Ивановна очень рано начала интересоваться философией. А встреча с Николаем Константиновичем в 1899 году изменила её жизнь. После замужества в 1901 году она уже практически никогда не расставалась с мужем надолго - путешествовала с ним по русским городам и по недоступным тропам Тибета и Гималаев, сопутствовала ему во всех его общественных делах и начинаниях.
По воспоминаниям друзей и близких, она была вдохновительницей всей семьи Рерихов. Её первый сын, Юрий, родился в 1902 году, второй, Святослав, в 1904. Ведя, на первый взгляд, обычную жизнь матери и хозяйки дома, Елена Ивановна, на самом деле, интенсивно готовилась к выполнению своей миссии и готовила к ней своих сыновей. Позже я приведу несколько фрагментов из воспоминаний, которые покажут Елену Ивановну как воспитательницу.

Когда вся семья вынуждена была покинуть Россию, Елена Ивановна мужественно вела все трудности жизни за границей в эмиграции, вместе с мужем прошла весь путь тяжелейшей, особенно для женщины, центрально-азиатской экспедиции. В её завершением, с 1928 года Елена Ивановна навсегда поселилась в Индии, полностью посвятив себя работе. Первоначально вся семья жила в долине Кулу, а после ухода Николая Константиновича на юге Индии в Калимпонге.

Именно в Индии написано громадное количество философских трудов, оттуда ведётся обширная переписка с общественными организациями и частными лицами. В Индии Елена Ивановна серьёзно занимается переводами сложнейших философских текстов. В этот период очень мало в их жизни ярких внешних событий, но зато удивительно много внутренних. Это особенно начинаешь понимать, когда читаешь их письма, статьи, философские работы.

Елена Ивановна прожила 76 лет, уйдя из жизни в 1955 году. Она оставила миру около 300 работ, яркий пример подвига на благо человечества, стала Матерью нового Учения - Агни Йоги (Пути Огня).
Мне было очень трудно решить, что из громадного наследия Елены Ивановны предложить вам послушать. Я решила остановиться на её высказываниях о роли женщины. Вот что она говорила.

--------------------------
= Великая наступающая эпоха тесно связана с возрождением женщины. Грядущее время снова должно, как в лучшие времена человечества, предоставить женщине место у руля жизни, место рядом с мужчиной, ее вечным спутником и сотрудником. …
В руках женщины спасение человечества и планеты. Женщина должна осознать свое значение, свою великую миссию Матери Мира и готовиться к несению ответственности за судьбы человечества. Мать, жизнь дающая, имеет право распоряжаться судьбою своих детей. Голос женщины-матери должен раздаваться в рядах вершителей судеб человечества. Разве не мать закладывает первые зерна сознательной жизни ребенка? Разве не мать дает направление и окраску или качество всем его стремлениям и способностям? Но мать, лишенная культуры мысли, этого венца человеческого существования, может способствовать лишь развитию низших проявлений человеческих страстей.
Женщина, стремящаяся к знанию и красоте, в полном сознании своей ответственности, высоко подымет нравственность и уровень всей жизни. Не будет места отвратительным порокам, ведущим к вырождению и уничтожению целых народностей!

= Пусть теперь женщина – Матерь Мира скажет: «да будет Свет» и утвердит свой огненный подвиг.
Каков же будет этот Свет и в чем будет заключаться огненный подвиг? В поднятии знамени духа, на котором будет начертано – Любовь, Знание и Красота.
Да, лишь сердце женщины-матери может собрать под это знамя детей всего мира, без различия пола, рас, национальностей и религий.
Женщина-мать и жена, свидетельница развития мужского гения, может оценить все великое значение культуры мысли и знания.
Женщина-вдохновительница красоты знает всю силу, всю синтетическую мощь красоты.
Женщина, носительница сокровенной мощи и знания духа, поистине, сожжет стать Ведущей.

= «Знамя великого равновесия мира дано поднять женщине…"
Помните картину Н. К. «Та, которая ведет». Так женщина должна занять место, сужденное ей. Она должна стать не только полноправной сотрудницей в устроении всей жизни, но и вдохновительницей на жизненные подвиги. Величайшая задача состоит в том, чтобы одухотворить и оздоровить человечество, вдохнув в него стремление к подвигу и красоте. Но начать нужно, именно, с перевоспитания самих себя, потому и призыв к женщинам должен быть прежде всего призывом к самоусовершенствованию, к сознанию своего достоинства, своего великого назначения в закладывании основания самого Бытия и пробуждения стимула к творчеству и красоте.
Сказано – «Равновесие мира не может установиться без истинного понимания Начал. Потому утвердимся сознанием на мощи равновесия как стимуле Бытия, Начал и Красоты. Потому так необходимо утверждать в духе значение Начала Женского».

= «Птица духа человечества не может летать на одном крыле», – так утверждал Вивекананда великое значение женского начала.

= В мирах высших Женское Начало в великом почитании, ибо женщина есть олицетворение самопожертвования и вечного даяния на пути тяжкой эволюции человечества.

= Необходимо пробудить в самой женщине великое уважение к своему началу, к осознанию своего великого назначения как носительницы высшей энергии. Ведь именно интуиция женщины снова должна, как в лучшие времена истории, вести человечество по пути прогресса. А сейчас, с глубокою скорбью и подчас с непередаваемым стыдом, приходится видеть, до чего унижает себя женщина в своем желании добиться поклонения сильного пола. Сочетания светил благоприятствуют пробуждению женщин, и я верю, что новый прилив психической энергии будет использован женщиной на высокие задания и на поиски новых достижений во благо человечества. Пусть именно в женщине возгорится огонь подвига великого служения. В женщине заложено качество самоотверженности, но нужно, чтобы эта самоотверженность не ограничилась лишь узким пониманием домашнего очага, часто лишь потворствуя эгоизму семьи, но прилагалась бы в мировых масштабах. Считаю, что женщина должна быть даже образованнее и культурнее мужчины, ибо именно она закладывает первые понятия о значении знания, культуры и государственности в своей семье.
---------------------
И в заключении две цитаты из воспоминаний сыновей Елены Ивановны о своём детстве.
Святослав: " Моя Матушка, которая… была замечательной женщиной, женой, матерью, очень мудро с самого начала руководила нашей жизнью и следила за нашими интересами, порывами и чувствами. Она никогда не настаивала ни на чём, никогда не старалась как-то нас убедить в чём-то, но она всегда ставила на нашем пути то, что нам было нужно. Мой брат с самих ранних лет интересовался историей, поэтому она бережно собирала для него книги, которые бы ему помогли, были интересны, и вместе с ним ходила по музеям, учреждениям, которые могли как-то его направить".
Юрий: "…говорил, что детей в семье с первых лет приучали к труду, развивали в них инициативу и наблюдательность. Вместе с младшим братом Святославом они занимались играми, в семье чувствовали себя полноправными членами, их рано брали в путешествия, удовлетворяя любознательность и любовь к природе.
- когда мы проводили лето в имении, то каждый из нас имел свои грядки на огороде. Мы выращивали шпинат, редиску, укроп, подсолнухи, - рассказывал Юрий Николаевич.
Братья рано стали рисовать. Детская комната выглядела мастерской в миниатюре".

- Продумывая, как закончить свою часть рассказа о семье Рерихов, я решила совместить тот факт, что Елена Ивановна было родственницей Мусоргского и что этого композитора очень любили слушать все Рерихи. Поэтому предлагаю вам послушать его произведение.

Аватара пользователя
татьяна
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: Чт сен 17, 2009 2:43 pm
Откуда: Тамбов

Re: Беседы в саду

Сообщение татьяна » Ср июн 06, 2012 7:53 pm

Юрий Николаевич Рерих
Часть вечера, посвящённую сыновьям Рерихов, начал Юрий Владимирович.
- Я начну с того, чем кончила Галя. Это цитата из письма Елены Ивановны о сыновьях:
"Вы спрашиваете – каковы мои Сыновья? Могу сказать – с самого раннего детства они были моей радостью и гордостью. Оба необыкновенно даровиты, талантливы, но каждый идет своим путем. Никогда не навязываю им моего пути. Они идут к той же цели в своем понимании, и мы сходимся на конечном предуказанном Пути. Оба в силу даровитости – трудные. Оба большие труженики….
В детстве я очень следила за их наклонностями, вкусами и чтением. Никогда не давала им читать пошлейших рассказов для детского возраста. Любимым чтением их были книги, популярно изложенные лучшими профессорами, по всем отраслям Знания. …
Любимыми книгами Юрия, когда ему было года два, полтора, были каталоги музеев и выставок…Он проявлял любовь к истории и к оловянным солдатикам, он имел их тысячами! Страсть его к военному искусству осталась и посейчас. Стратегия – его конек. Кровь прадедов сказывается в нем".

В нашей стране о нём известно меньше всего, хотя он единственный из Рерихов, которому удалось вернуться на Родину. Родился Юрий Николаевич, как уже говорилось, в 1902 году 16 августа в Петербурге. Учился до 1917 года в частной гимназии Мая. После отъезда вместе с родителями за границу, окончил школу восточных языков Лондонского университета, поступил на отделение индийской филологии Гарвардского университета США. Одновременно он работал в среднеазиатском и монголо-тибетском отделениях Парижского университета, занимался на военном и юридическо-экономическом отделениях. Ему было тогда 20-23 года.
Начиная с 1924 года, Юрий Николаевич постоянно сопровождает родителей в их экспедициях, живёт с ними в Индии, в Кулу, а после ухода отца, с матерью в Калимпонге. Он полностью посвятил себя научной деятельности, был директором института гималайских исследований "Урусвати", стал ведущим специалистом в восточных языках.

В 1953 году Елена Ивановна писала о нём:
" Юрий уже занял место лучшего знатока и ученого по восточным делам и в Европе. У него переписка со всеми выдающимися учеными, которые обращаются к нему именно как к лучшему ученому…
Юрий сейчас очень занят, его рвут на части. Удивительно, как люди тянутся к нему и доверяют ему… Много приезжает профессоров посоветоваться с ним и учеников из разных частей света".

Большая Советская Энциклопедия так отразила его деятельность:
"основные труды по истории Тибета и тибето-монгольских отношений, этнографии, материальной культуре народов Центральной Азии, тибетской историографии и языкознанию, иконографии, эпосу о Гэсер-хане, буддийской философии и религии. Перевёл крупнейшее тибетское историческое сочинение 15 века "Синий тэптхер". Член королевского азиатского общества в Лондоне, Азиатского общества в Бенгалии, американского археологического и этнографического общества и др."

Несмотря на всеобщее предубеждение незнающих в России, все члены семьи Рерихов стремились вернуться на Родину. Очень часто наши власти годами тянули с решением этого вопроса, не решаясь прямо отказать столь широко известным во всём мире учёным, художникам, общественным деятелям. Ни Николай Константинович, ни Елена Ивановна так и не смогли осуществить свою мечту. Единственный, кто смог приехать - Юрий. Он приехал в Россию в августе 1957 года, хотя по многим воспоминаниям знал, что ему придётся жить здесь не более трёх лет. В одном из писем 1937 года Елена Ивановна отметила:
" Сейчас у Юрия развивается замечательное проникновение в дела России; за несколько дней он знает, что там произойдет".
Как всегда предвидение семьи Рерихов оказалось точным. Он ушёл из жизни 21.мая 1960 года в возрасте 58 лет. Многие чуткие люди почувствовали, что "померк свет над столицей, и одним служителем Общего Блага стало вдруг меньше".

О времени жизни Юрия Николаевича на Родине осталось много воспоминаний, хотя, к сожалению, не систематизированных и не собранных в единую биографию. В одном таком материале отмечается, что, по словам Юрия Николаевича, задача его пребывания в России заключалась в следующем:
1. Открыть на Родине имя Николая Константиновича Рериха как художника, учёного, гуманиста;
2. Передать в дар нашей стране 400 полотен отца, 999 очерков "Моя жизнь", материалы научно-исследовательского института "Урусвати";
3. Провести выставку картин Н.К.Рериха и организовать мемориальный музей его памяти.
Всё это, кроме музея, ему удалось выполнить. Его приезд в Россию, работа в научном мире стала связующей нитью между Рерихами и их Родиной, для которой они всегда трудились, отдавая ей все свои знания, опыт и любовь.

Отобрать что-нибудь для ознакомления с творчеством Юрия Николаевича мне было трудно, так как его работы часто написаны только для специалистов. Я решил познакомить вас с некоторыми случаями из его жизни, описанных в воспоминаниях " Восемь встреч с Учителем".
Первый эпизод произошёл во время экспедиции в Монголии.
" Заняв деревянную палатку в покинутом стойбище, Юрий Николаевич целый день проводил в разъездах, возвращаясь к ночи в своё жильё. Он рассказывал: «В этот вечер я так углубился в обдумывание материала, что потерял счёт времени. Палатка тесная, лишь стол против оконца, да кровать у стены – вот и вся площадь. За окном – холмы, да тьма кромешная. На миг я задумался. Сидел уставший, отдавшись странному покою. «Отодвинься от окна», - почудилось мне сказал голос. Я счёл это за иллюзию и продолжал писать. Голос повторился громче и сильнее. Но то ли в состоянии забвения, то ли по грубости, я пренебрёг им. Убедившись, что ничего нет, я дремал в полусне. Удар молнии пронзил меня, и уже ясно громовой голос прозвучал: «Отойди от окна!». И одновременно меня отбросило в сторону. В этот момент раздался выстрел. Пробив стекло, пуля застряла в стене напротив. Так я приобрёл друга, спасшего меня».

Второй случай, о котором пойдёт речь, по-видимому, произошёл между 1928-1929 годами.
"Когда Рерихи были в долине Кулу, считающейся одним из самых священных мест Индии, к Николаю Константиновичу часто приходил таинственный посетитель — лама (так называют жители Тибета буддийских священнослужителей). Юрия Николаевича Рериха, тогда еще совсем молодого ученого, очень заинтересовало одно обстоятельство встреч отца с этим гостем: никто не видел, каким образом лама исчезал из дома Рерихов после окончания беседы. Один из учеников Ю.Н. Рериха в своих воспоминаниях описал этот эпизод, рассказанный ему самим ученым и связанный с этими загадочными визитами. Однажды во время прихода таинственного гостя Юрий Николаевич вошел в комнату, где происходила беседа ламы с его отцом. Они сидели напротив друг друга и спокойно, доверительно разговаривали, не обращая внимания на вошедшего. «Я сел на край стула и словно одеревенел. Ничего не слышу и не вижу, а вернее, что-то слышу и вижу, но как бы всею поверхностью кожи. Не знаю, сколько просидел я так. Очнулся, когда Отец перенес меня в полуобморочном состоянии на постель. Наутро Отец с укоризною говорил: «Видишь, как ты травмировал свою психику? Впрочем, ты получил, что хотел». А хотел Юрий Николаевич понять, как Лама-наставник уходил при закрытых дверях: «Видел растворившуюся, словно туман, форму человеческую, прошедшую сквозь... стену».

Как завершение части о Юрии Николаевиче, я подобрал несколько музыкальных произведений ещё одного из любимых композиторов семьи - Скрябина.

Аватара пользователя
татьяна
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: Чт сен 17, 2009 2:43 pm
Откуда: Тамбов

Re: Беседы в саду

Сообщение татьяна » Ср июн 06, 2012 7:54 pm

Святослав Николаевич Рерих
- Младший из семьи Рерихов, Святослав, - начал говорить Сергей, после музыкальной паузы, - дольше всех провёл на Земле. Он родился в 1904 году и ушёл из жизни в 1993 году. Его официальная биография, которая отражается в таких изданиях, как энциклопедия, очень скупа: "живописец, учился архитектуре: с 1919 года в Королевской Академии искусств в Лондоне, затем в Колумбийском и Гарвардском университетах США. Продолжая традиции позднейшего творчества отца, пишет портреты, символические и жанровые композиции и особенно много пейзажей".

Но даже за столь скупыми словами видно, что основное занятие Святослава Николаевича была живопись. Он развился под большим влиянием Николая Константиновича и стал очень крупным портретистом нашего века. В одном из писем Елена Ивановна отметила: "Нужно сказать, что он сделал огромные успехи. Не помню, писала ли я вам, как близки Святослав и Тициан". Это было в 1937 году, когда Святослав Николаевич работал над серией портретов отца в натуральный рост. Именно портреты Святослава Николаевича донесли до нас облик его родителей.

Но столь однозначная характеристика, как "художник", "учёный" не приемлема для членов семьи Рерихов. Все они было разносторонне и многопланово развиты, достигли значительных успехов во многих делах. Я приведу выдержки из двух писем Елены Ивановны о Святославе. Первое написано в 1934 году, когда ему было тридцать лет: "Светик представляет из себя настоящий кладезь осведомлённости и знания местной флоры. Он сильно расширил рамки работ Юрия".
Второе написано в 1952 году, когда Елена Ивановна дала характеристику достижений своих сыновей:
"Святослав тоже завоевал себе исключительное место, ему всюду открыты двери. Искусство его высоко оценивается. Но и другая его деятельность оправдала ожидание, и его плантации признаны образцовыми в смысле добычи чистоты ароматического масла. Он заботится о своих рабочих, и население его любит и чтит.
На основании пророчеств и речений столетнего Гуру, живущего при местном храме Бога Вишну, он является воплощением бога, и потому, пока он будет с ними, вся местность будет благоденствовать. Такие манифестации производят огромное впечатление на народ, который здесь не утратил восприятия тонких вибраций. Святослав счастлив, что может приносить пользу населению".

Эти два маленьких примера из огромного творческого наследия семьи Рерихов, возможно, помогут лучше понять, что они были не какими-то отвлечёнными, заоблачными существами. Все они жили на Земле, принимали все её трудности и беды.

Как я уже говорил, Святослав Николаевич пробыл на жизненном плане дольше всех. Он как бы дожидался момента, когда сможет передать России всё наследие семьи. И такой момент настал, когда в СССР начались процессы оздоровления, названные "перестройка". До этого времени Святослав Николаевич был в России в 1969, 1974-75 годах, сопровождая выставки отца. После 1986 года он посетил страну неоднократно, встречался со многими общественными и политическими лидерами, передал в дар России практически всё наследие своей семьи, способствовал основанию музея Н.К.Рериха в Москве.

В это же время стало возможно ознакомиться и с творчеством самого Святослава Николаевича, причём не только как художника, но и как крупного мыслителя и философа, общественного деятеля. Всегда очень трудно оценить значение человека, только что ушедшего от нас. "Большое видится на расстоянии" - говорили мудрые. Поэтому я больше не буду говорить ничего о самом Святославе Николаевиче и предлагаю вам послушать выдержку из его выступления 1992 года, посвященного творческой мысли:
"Я думаю, именно в эти дни мировых пожарищ и смятений следует обратиться к ценностям вечным. К ценностям высших творческих устремлений человека, которые неподвластны временным разрушениям и раздорам. Чтобы развиваться, нам надо учиться и заимствовать, никогда не страшась утратить нашу индивидуальность. Личность, искусственно охраняемая, не может выжить. Изучая и вбирая все лучшее в любой области достижений каждой страны и каждого народа, мы накапливаем тот необходимый запас впечатлений, который, в конце концов, претворяется - преобразованный нашей неповторимой индивидуальностью - в новую и большую выразительность. Платон сказал: "Созерцая прекрасное, мы возвышаем себя"; эта истина веками провозглашалась всеми великими мыслителями.

Особенно важно и, конечно, не случайно то, что духовный импульс всегда был главнейшим стимулом к творчеству. С незапамятных времен, задолго до возникновения религиозных движений и концепций, лучшие устремления человечества находили свои благороднейшие выражения, свой высочайший интерес в духовном. Так, Красота и духовные устремления слились в едином проявлении и стали для нас объективными представлениями, так сказать, кристаллизацией Высшей Жизни.
Мы должны всегда идти вперед, мы не можем оставаться без движения, чтобы не деградировать. Ставя перед собой высшие идеалы, мы стремимся к ним, и наше сознание выходит за пределы повседневности, безобразия невежества и несовершенства. Истинные ценности жизни становятся все более очевидными. Мы начинаем творчески направлять наши усилия, чтобы искать красоту и гармонию в жизни. Мы поднимаемся и движемся вместе с волной эволюции.
Чувствовали вы когда-нибудь трепет, вызванный чудесным ландшафтом, красивым закатом или словами вдохновенного поэта? Испытывали ли волнение и душевный подъем, созерцая прекрасную статую или картину? Творения искусства - кристаллизация мыслей и эмоций художника, его стремлений и переживаний. Они - живая запись, оставленная нам этими вдохновенными душами, ушедшими вперед. Творения искусства обладают покоряющей силой, скрытой в их внешнем аспекте, и, настраиваясь на их восприятие, мы отвечаем вибрациям, которые изначально вызвали этот самый образ.
Мы должны сознательно стараться возвышать свой ум до уровня художественного восприятия, иначе говоря, проникать вглубь, и тогда сможем поддаться влиянию произведения искусства. …

Колесо жизни поворачивается, и расцвет Культуры перемещается в какой-нибудь новый центр. Этот постоянный прилив и отлив, ритм духовной жизни, все время пульсирует через страны и народы. История всегда повторяется; чтобы иметь великих художников, мы должны расчистить им путь, постоянно воспитывая людей в понимании и любви к культурным ценностям и искусствам. И постепенно путь для появления великих душ будет подготовлен".

На этом я бы хотел закончить наш вечер и предложить послушать ещё одного любимого композитора семьи Рерихов - Рахманинова.


После того, как отзвучали последние звуки, Наталья Николаевна попыталась подвести итог вечера:
- Мы все немного, а если говорить прямо, очень много волновались, готовясь к этой встрече. Для нас подобные встречи-беседы первый опыт. Конечно, что-то у нас наверняка не получилось, но мы надеемся, что вы будете к нам снисходительны.

Присутствующие сидели тихо и спокойно. У всех было задумчивое и во многом отрешённое выражение лица. Но видя, что хозяева волнуются, ожидая реакции, один из гостей встал и сказал:
- Я надеюсь, выражу всеобщее мнение, если скажу, что всё услышанное здесь было столь значительно и обширно, что требует осмысления более глубокого и длительного. Когда я шёл на эту встречу, моё представление о предмете разговора было очень смутным. Теперь я получил столько информации, что мне потребуется многое переосмыслить и в самом себе и в своём понимании мира. И думается, это самый главный итог того, что здесь сегодня произошло.

После этих слов публика как бы очнулась и разразилась бурными аплодисментами. Реакция гостей успокоила хозяев и все встали, обмениваясь впечатлениями, высказывая свои мысли, уточняя некоторые детали. Когда общий разговор слегка утих, один из гостей попросил всех немного задержаться и сказал:
- Я думаю, что найду у вас поддержку, если попрошу у наших любезных хозяев разрешения повторить этот вечер на местном радио.
"О, какая великолепная идея", "замечательно", "просто необходимо это сделать" - раздалось со всех сторон. Такая реакция вызвала некоторое недоумение у членов исполнительской группы, особенно Натальи Николаевны. Но Николай Павлович не дал возникнуть дискуссии по этому вопросу и высказал свой вердикт: "Не будем возражать".
Это стало как бы логическим завершением вечера и гости с благодарностью стали расходиться.

Аватара пользователя
татьяна
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: Чт сен 17, 2009 2:43 pm
Откуда: Тамбов

Re: Беседы в саду

Сообщение татьяна » Ср июн 06, 2012 7:55 pm

Заключение первой части
- Ну, мои дорогие, - проводив последнего гостя, сказал Николай Павлович, - нам тоже следует немного отдохнуть. Поэтому давайте перенесём анализ всего на будущее. А пока выпьем час и подумаем о чём-нибудь хорошем и красивом.
Усталые улыбки исполнителей показали, как своевременно это предложение.

Когда участники вечера несколько успокоились за чаем, Юрий Владимирович сказал:
- Я хотел обсудить с вами небольшую мою идею. Когда шла подготовка к вечеру, мне было сложно отобрать материал из представленного Натальей Николаевной. Как то жаль стало, что так много не будет рассказано. И вот я хочу вам предложить в ближайшее время несколько встреч посвятить прошлым заметкам и материалам Натальи Николаевны. Я понял, что их у неё накопилось немало.

- Вы знаете, - вступил Серёжа, - подобные мысли и у меня тоже бродили в подсознании. Ещё после того, как мы прослушали материал о Расах. Вы как будто выразили их словесно.

- Я не возражаю, тихо промолвила Галя, - и улыбнулась, робко взглянув на Наталью Николаевну.

- Боже мой, девочка, когда ты стала такой паинькой? - рассмеялась хозяйка, - Это так на тебя не похоже. Но если говорить серьёзно, то такое предложение действительно будет некоторым выходом. Вы уже, наверное, заметили, что в саду стало прохладно и собираться там становится неудобно. А так мы все великолепно можем устроиться у нашего камина.

- О, классические "беседы у камина", - загорелся Серёжа, - Мне нравится.

- Действительно, - подал голос Николай Павлович, - Я припоминаю, что в архивах у тебя есть очень много интересных подборок. Да и твои собственные материалы и разработки нам будут очень полезны. Очень плодотворная мысль. Я думаю нам всем будет крайне полезно пройти часть того пути, что проделала до нас Наталья Николаевна. А начать будет полезно с биографий. Их у тебя несколько, не так ли?

- Насколько я помню, да, - отозвалась его супруга, - По крайней мере, о Блаватской я точно писала.

- ну, таким образом, мне самый резон и начать. И я начну с чтения биографий, - удовлетворёно сказал Юрий Владимирович, - и решение кончить на время "Беседы в саду" и начать "Беседы у камина" я думаю, поддерживают все присутствующие.

Ответить

Вернуться в «Мысли вслух»