Четыре омрачения речи

Обсуждение вопросов по буддизму

Модераторы: Нараяма, Галина

Ответить
Hosse
Сообщения: 1016
Зарегистрирован: Вт июл 15, 2008 10:46 am
Откуда: Санкт Петербург

Четыре омрачения речи

Сообщение Hosse » Пт янв 22, 2010 3:50 pm

В Лалитавистаре сутте так описывается шестое (из ста восьми) средство постижения Дхармы:
обуздание речи[, служащее] средством постижения Дхармы, приводит к избавлению от четырёх омрачений речи*;
————————————
* Четыре омрачения речи (чатур-ваг-доша) — ложь/клевата, грубая речь, сплетни, пустословие.
9. "Отказавшись от лживой речи, избегая лживой речи, отшельник Готама говорит правду, связан с правдой, наделен, достоин доверия, не обманывает людей" – вот что, монахи, способен произнести мирской человек, произнеся хвалу Татхагате.

"Отказавшись от клеветнической речи, избегая клеветнической речи, отшельник Готама не рассказывает в другом месте услышанного здесь, чтобы не вызвать раздора со здешними, и не рассказывает здесь услышанного в другом месте, чтобы не вызвать раздора с тамошними. Он соединяет разобщенных, поощряет соединенных, удовлетворен согласием, доволен согласием, наслаждается согласием, ведет речь, родящую согласие" – вот что, монахи, способен произнести мирской человек, произнося хвалу Татхагате.

"Отказавшись от грубой речи, избегая грубой речи, отшельник Готама ведет лишь такую речь, которая безгрешна, радует слух, добра, доходит до сердца, вежлива, дорога многим людям, приятна многим людям" – вот что, монахи, способен произнести мирской человек, произнося хвалу Татхагате.

"Отказавшись от легкомысленной болтовни, избегая легкомысленной болтовни, отшельник Готама говорит вовремя, говорит о действительно происшедшем, говорит с пользой, говорит об истине, говорит о должном поведении, своевременно ведет достопамятную речь, обоснованную, соразмерную, несущую пользу" – вот что, монахи, способен произнести мирской человек, произнося хвалу Татхагате.

Hosse
Сообщения: 1016
Зарегистрирован: Вт июл 15, 2008 10:46 am
Откуда: Санкт Петербург

Re: Четыре омрачения речи

Сообщение Hosse » Пт янв 22, 2010 3:51 pm

Падмасамбхава
"Во-вторых, существуют четыре вида неблагих деяний речи.

Ложь.

Сущность первого, лжи, - на словах выдавать нечто неистинное за истину.

Это деяние подразделяется на следующие разновидности:

1. Ложь, от которой ни пользы, ни вреда, например, бредни выжившего из ума старика.

2. Ложь, приносящая выгоду или ущерб, например, принесение пользы одному человеку в ущерб другому.

3. Ложные притязания на обладание высшими человеческими качествами: заявлять, что обладаешь такими качествами, как сверхспособности, когда на самом деле этого нет.

Цогял, не произноси бездумных слов.

Как и предыдущие деяния, Ложь считается полностью совершённой, если в ней есть четыре аспекта, и точно так же у нее бывают три вида следствий:

1. Следствие созревания заключается в падении в низшие миры.

2. Преобладающее следствие: даже если ты родишься человеком, к твоему голосу не будут прислушиваться.

3. Следствие, соответствующее причине: в будущих жизнях ты снова будешь с удовольствием лгать.

Цогял, отказавшись от этих деяний, ты обретешь противоположные следствия, поэтому отказаться от них чрезвычайно важно.

Подстрекательство к раздорам.

Сущность второго неблагого деяния речи - подстрекательства к раздорам - заключается в том, чтобы разлучать добрых друзей.

Это деяние подразделяется на следующие разновидности:

1. Открытое подстрекательство к раздорам, когда говорят прямо в лицо.

2. Скрытое подстрекательство к раздорам, когда говорят за глаза.

3. Тайное подстрекательство к раздорам, когда нашептывают каждому поодиночке.

Цогял, люди, не умеющие держать язык за зубами, не обретут счастья.

Как и предыдущие деяния, подстрекательство считается полностью совершённым, если в нем есть четыре аспекта, и точно так же у него бывают три вида следствий:

1. Следствие созревания заключается в падении в три низших мира.

2. Преобладающее следствие: даже если ты родишься человеком, у тебя будет мало друзей и много ссор. Ты будешь часто испытывать сожаление, вызывать всеобщую неприязнь, и все, что ты скажешь, не возымеет действия.

3. Следствие, соответствующее причине: в будущих жизнях тебе снова будет нравиться подстрекать к раздорам.

Цогял, отказавшись от этих деяний, мы обретем противоположные следствия, поэтому важно от них отказаться.

Пустословие.

Сущность третьего неблагого деяния речи, пустословия, - трата времени.

В этом деянии выделяют следующие разновидности:

1. Шаманские заклинания.

2. Байки и игра словами.

3. Шутливые беседы.

Как и предыдущие деяния, пустословие считается совершённым, если в нем есть четыре аспекта, и у него бывают три вида следствий:

1. Следствие созревания - падение в три низших мира.

2. Преобладающее следствие: даже если ты родишься человеком, твои слова будут лишены достоинства, подобны лепету и бессвязны.

3. Следствие, соответствующее причине: в будущих жизнях ты снова станешь находить удовольствие в пустословии.

Цогял, отказавшись от этих действий, обретешь противоположные следствия, поэтому не увлекайся бесцельной болтовней.

Резкие слова.

Сущность четвертого неблагого деяния речи, резких слов, - речь, ранящая другого человека.

Это деяние подразделяется на следующие разновидности:

1. Изобличать на людях чьи-то недостатки.

2. Оговаривать кого-то за глаза.

3. Нашептывать по секрету то, что может повредить другому.

Цогял, огонь резких слов опаляет и твое сердце, и сердца других людей. Оружие резких слов убивает жизненную силу освобождения.

Это действие считается совершённым, если в нем есть четыре аспекта, и у него бывают такие три вида следствий:

1. Следствие созревания - перерождение в трех низших мирах.

2. Преобладающее следствие: даже если ты родишься человеком, любые твои слова будут обидными для других, и ты всегда будешь их раздражать.

3. Следствие, соответствующее причине: тебе будет нравиться говорить резкие слова.

Цогял, отказавшись от этих действий, ты обретешь противоположные следствия. Живые существа темной эпохи не обладают счастьем."

Ответить

Вернуться в «Буддизм»