ТЕМА ШЕСТАЯ. Гнозису - Учение Христа.

Обсуждение вопросов по христианству

Модератор: Галина

Аватара пользователя
Sasha
Сообщения: 135
Зарегистрирован: Пт фев 26, 2010 12:53 am
Контактная информация:

ТЕМА ШЕСТАЯ. Гнозису - Учение Христа.

Сообщение Sasha » Пн апр 11, 2011 9:57 pm

6. Исследования о Гнозисе как Учении Христа - хоть какие-то исследования, что Гнозис - так звал Учение Христос. Мария Магдалина - основательница гностицизма. Апостолы учили гнозису, а не (только) нравственным проповедям.

Чотаван
Сообщения: 48
Зарегистрирован: Пт янв 21, 2011 1:11 am

Re: ТЕМА ШЕСТАЯ. Гнозису - Учение Христа.

Сообщение Чотаван » Пн апр 11, 2011 10:04 pm

Sophia писал(а):6. Исследования о Гнозисе как Учении Христа - хоть какие-то исследования, что Гнозис - так звал Учение Христос. Мария Магдалина - основательница гностицизма. Апостолы учили гнозису, а не (только) нравственным проповедям.
П.И.Онуфрийчук, магистр богословия:
Коротко рассмотрим, как присутствует гнозис в Евангелии. В Новом Завете слово γνώσις употребляется около 29 раз. (Примечание - Библейская симфония с ключом к еврейским и греческим словам, Copyright, 1998, Bob Jones University, стр. 1548) Чаще оно встречается в контексте сокровенного знания Бога (Иисуса Христа), а также образа жизни, согласно этому гнозису Бога или постижения высшего смысла, исходящего от Него.
Христос говорил, что избранным дано иметь гнозис тайн Царства. (Примечания - Мф. 13:11: «… вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано…») Остальным доступно учение Христа только в притчах.
Апостол Павел часто говорит о гнозисе: из 29 раз употребления этого слова в Новом Завете, 22 раза использует именно он. Это может указывать на особое понимание апостолом Павлом роли гнозиса в духовной жизни верующего. Стремление от простой веры в Иисуса Христа к глубокому и сознательному постижению тайн домостроительства Божия было весьма желательным для христиан. Можно говорить о понимании уникальности Откровения Христа в контексте всемирного Откровения, которое по крупицам можно обнаружить в других религиях, как фрагменты совершенного и завершенного Откровения Логоса.

Апостола Павла можно назвать апостолом знания божественных тайн. У него гнозис связан с тайной (греч. μυστήριον), которая была сокрыта от предыдущих поколений людей. Святой апостол Павел гнозис представляет как широкое видение христианской веры на фоне языческого мироощущения. Это ясное понимание Откровения Логоса, который давал о себе знать по каплям в разных религиозных и философских традициях. У него другой горизонт понимания домостроительства Бога и возможностей человека приобщиться к всеобъемлющему Логосу. Притом, что Откровение Логоса приходит в истории именно тогда, когда оно может найти для себя на благоприятную ментальную почву. О полноте времени апостол Павел говорит в послании к Галатам 4:4, которое включало подготовку всех необходимых условий для распространения Евангелия.
Ссылка: http://www.mti-rc.ru/index.php/web-link ... lizkliment

Аватара пользователя
Нараяма
Admin
Сообщения: 6002
Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 1:39 pm
Контактная информация:

Re: ТЕМА ШЕСТАЯ. Гнозису - Учение Христа.

Сообщение Нараяма » Вт апр 12, 2011 7:28 am

Хорошо но мало, надо раскрыть тему

Hosse
Сообщения: 1016
Зарегистрирован: Вт июл 15, 2008 10:46 am
Откуда: Санкт Петербург

Re: ТЕМА ШЕСТАЯ. Гнозису - Учение Христа.

Сообщение Hosse » Вт апр 12, 2011 8:03 am

Гностицизм был синкретическим философски-религиозным движением, включавшим в себя все многочисленные системы воззрений и верований, которые преобладали в первые два столетия христианской эры. Возникнув в дохристианские времена, он соединил в себе разнообразные элементы вавилонской, иудейской, персидской, египетской и греческой метафизики с некоторыми учениями раннего христианства.
Гностицизм производит свое название от греческого слова гнозис, γνωσις, «знание», – скорее особое духовное знание или эзотерическая мудрость, некое знание, недостижимое при помощи обычных интеллектуальных процессов и приобретаемое лишь мистическим просветлением или пробуждением буддхических элементов в человеке. Особый упор на знание как средство достижения некоего высшего эволюционного уровня и претензия на то, что это знание содержится в собственном учении, – это общие и характерные черты многочисленных групп, в которых себя исторически выражало гностическое движение, хотя среди них было лишь немного таких, члены которых специально называли себя «гностиками» (от греч. «гностикос», γνωστικος, лат. gnosticus), «Знающими».
Б. Цирков Вступительное слово к «Пистис Софии» в коментариях Е. П. Блаватской

Полагаю что для того чтобы раскрыть тему нужно проникнуть глубже в Гнозис "Пистис Софии"

Hosse
Сообщения: 1016
Зарегистрирован: Вт июл 15, 2008 10:46 am
Откуда: Санкт Петербург

Re: ТЕМА ШЕСТАЯ. Гнозису - Учение Христа.

Сообщение Hosse » Вт апр 12, 2011 8:11 am

Итак как это происходило в начале раскрытие Гнозиса:
1. Это случилось, когда Иисус восстал из мертвых и провел одиннадцать лет(1) говоря со своими учениками и уча их только до Областей(2) Первых Заповедей(3) и Первой Тайны, Тайны под Покровом, внутри Первой Заповеди, а именно, Двадцать-Четвертой Тайне, и после этих [Заповедей], которые находятся во Второй Сфере Первой Тайны , которая предстоит всем Тайнам и есть Отец в облике Голубя ,(4) Иисус сказал своим ученикам: «Я пришел из Первой Тайны, которая есть также и Последняя ,(5) Двадцать-Четвертая Тайна». Тогда ученики не знали этой Тайны, не понимали ее, потому что [как они предполагали] не было ничего внутри этой Тайны…
Комментарии
1

Число одиннадцать дает нам ключ к этой ситуации. Одиннадцатое испытание или ступень посвящения была благополучно пройдена, и теперь происходило вхождение в двенадцатую и последнюю, которая, если кандидат достигал успеха, увенчивала всю работу . Геркулес должен был приступить к совершению своего двенадцатого подвига, и солнце вступает в двенадцатый знак Зодиака. Даже народная присказка «в одиннадцатый час» является эхом этой тайны. Во втором томе «Dogme et Rituel de la Haute Magie» (стр. 386 и далее) Элифас Леви показывает никтамерон Аполлония Тианского. Никтамерон означает время дня и ночи, или двадцать четыре часа. Каждый градус посвящения имеет две ступени, в целом двадцать четыре. Это объясняет смысл «Первой Тайны, которая есть Двадцать-Четвертая» в тексте. Читателей сочинения аббата Констана, незнакомых с греческим языком, следует предупредить о том, что французские слова под греческим текстом – это даже не некий туманный его пересказ, но просто идеи Леви по поводу текста. Однако он совершенно прав, говоря, что «эти двенадцать символических часов, которые можно сравнить с двенадцатью знаками зодиака и подвигами Геркулеса, воспроизводят ступени Посвящения». (См. «Тайную Доктрину», I, 450.)

2

Греческое слово, переведенное как «Область», есть топос ; оно соответствует санскритскому слову лока . Во втором томе «Тайной Доктрины», на стр. 174 говорится, что «Самджна, дочь Вишвакармана, вышла замуж за Солнце, и, [неспособная вынести жара своего господина], отдала ему свою чхайю (тень, образ, или астральное тело), в то время как она сама удалилась в джунгли для совершения религиозных обрядов, или тапаса ». Verb. Sap . [Умный понимает с полуслова].

3

В масонских ложах тилер (страж у дверей ложи) требует от ученика или кандидата произнесения сакраментальных слов, повторяющих таким образом древнюю формулу. Как прекрасно доказал Регон, следуя оккультной традиции, масонство было вынужденным продуктом гностических мистерий, рожденным в результате компромисса между политическим христианством и гностицизмом.

4

Голубь . Сравни: «Ты есть Первая Тайна, если смотреть изнутри, ты пришел из Небесных сфер и Тайн Царства Света, и ты снизошел на Покров Света, который ты получил от Барбело, чье покрывало есть Иисус, наш Спаситель, на которого ты опустился в облике Голубя». (Стр. 128 коптского текста Шварца.) Вторая Сфера Первой Тайны соответствует в эзотерическом языке второму плану сознания изнутри или сверху, на котором находится буддхи (духовная душа), носитель Атмана (универсального духа), «Первой Тайны», которая является также и «последней Тайной» в бесконечном цикле эманации и повторного поглощения. В египетском эзотеризме гностический «символ голубя» был представлен глифом крылатого земного шара. Голубь, который опустился на Иисуса во время его крещения, – это типичное сознательное «нисхождение» «высшей личности», или души (атма-буддхи) на манас, высшее Эго; или же, другими словами, соединение в ходе посвящения Христоса с Хрестосом , или непреходящей «индивидуальностью» во Всем – с трансцендентной персональностью, Адептом.

5

Последняя Тайна . Таким же самым образом, как атман есть первый или седьмой принцип, что было объяснено ранее.

Аватара пользователя
Нараяма
Admin
Сообщения: 6002
Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 1:39 pm
Контактная информация:

Re: ТЕМА ШЕСТАЯ. Гнозису - Учение Христа.

Сообщение Нараяма » Вт апр 12, 2011 8:17 am

Дело в том что мы делаем книгу для Христиан и хотя в книге "Пистис София" и упоминается, но всё же более глубоко рассматривать мы её будем позже.

С другой стороны, в дневниках Урусвати находим что В.Вл. советовал не очень углубляться в эту книгу потому что она очень искажена. Важен сам факт того что она есть и что Христос рассказывал Тайны своим ученикам. Но меня интересуют статьи о гностицизме наших современников.

Аватара пользователя
Галина
Модератор
Сообщения: 1669
Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 3:27 pm
Контактная информация:

Re: ТЕМА ШЕСТАЯ. Гнозису - Учение Христа.

Сообщение Галина » Вт апр 12, 2011 3:06 pm

ОРИГЕН
ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ СВ. ИОАННА
Нашла два перевода с греческого: А.Цуркана и А.Дунаева.
Скорее всего, буду давать оба перевода, потому что часто смысл неясен попеременно то в одном, то в другом.

1. Об Евангелии от Иоанна, как более других содержащем Гнозис.

Из перевода А.Цуркана
22. Матфей написал евреям, ожидавшим сына Авраама и Давида: "Книга, — говорит он, — родословия Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраама", и Марк хорошо знал, что пишет: "начало Евангелия" , конец которого, то есть Логос, бывший в начале, Логос Божий, мы несомненно находим у Иоанна. Но и Лука также… оставляет за тем, кто склонился к груди Иисуса, самые великие и совершенные слова об Иисусе. Ведь никто из них не показал так ясно Его божество как Иоанн, который сказал от лица Христа: "Я свет миру" , "Я есть путь, истина и жизнь" , "Я есть воскресение" , "Я есть дверь" , "Я добрый Пастырь" , и в Откровении: "Я Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний" .

23. Итак, нужно дерзнуть сказать, что Евангелия – начаток всех Писаний, начаток же Евангелий – Евангелие от Иоанна, смысл которого никто не может ухватить, не склонившись [12] к груди Иисуса и не приняв от Иисуса Марию своей Матерью. Чтобы быть другим Иоанном, нужно стать таким, во всём подобно Иоанну, словно [ставшим] самим Иисусом, как и указанно Иисусом. Ведь если у Марии нет других детей, согласно здравому о ней учению, кроме как Иисуса [13], как же Иисус говорит матери: "Вот сын твой" , а не "вот, этот тоже сын твой", это всё равно, что сказать: "Вот этот есть Иисус, Которого ты родила". И действительно, каждый, достигший совершенства, "более не он живёт, но живёт в нём Христос" , а так как "живёт в нём Христос", Марии говорится о нём: "Вот Сын Твой" – Христос.

[12] В книге XXXII (xxi-xxii) Ориген объяснит, что Иоанн покоился в Логосе и Его тайнах таким же образом, каким и Сын пребывал в лоне Отца, более того, что лучше склониться к лону Иисуса, чем покоиться на нём.

[13] Понятие девственности засвидетельствовано только Новым Заветом. В дошедших до нас текстах апологетов – Иустина, Иринея, Климента Александрийского – не говорится ничего ясного о вечной девственности, а Тертуллиан вообще её отвергает. Ориген же настойчиво возвращается к этой теме: непостижимо, чтобы Мария могла сочетаться с мужчиной, получив благодать божественного материнства (In Matth. X, 17). Братья Иисуса – дети Иосифа от первого брака. Ориген видел в этом учении неотъемлемую часть христианской веры.


24. Итак, нужно ли и говорить о том, каким умом мы должны обладать, чтобы по достоинству объяснить слово, хранящееся в глиняных сокровищницах в, по-простому, доступным для всех образом, словом, становящимся осязаемым для слуха, чтобы все, имеющие плотские уши, смогли постигнуть его? [14] Ибо, чтобы точно истолковать это Евангелие, нужно иметь право в полной истине сказать: "Мы имеем ум Христов, чтобы познать благодать, дарованную нам Богом" .

[14] Если Бог невидим телесными очами (VI, iii, 16), но νους' ом (X, xliii, 302), то – неважно, кто может это понять – недостаточно для того, чтобы уловить Слово Божие, Его Логос, слуха, способного улавливать звуки, раздающиеся в воздухе (Против Цельса I, 48); здесь нужны божественные уши (там же VII 47). Ориген первым развил теорию пяти духовных чувств и часто к ней возвращается.
Из перевода А.Дунаева
22. В самом деле, Матфей, обращаясь к [евреям], ожидающим [Сына] Авраамова и Давидова, говорит: “Книга родства Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова” (Мф. 1, 1); и Марк, [хорошо] зная, что пишет, повествует: “Начало Евангелия” (Мк. 1, 1), — конец которого мы обретаем, скорее, у Иоанна * * * — Слово, [бывшее] “в Начале” (Ин. 1, 1), Бога Слово. Но и Лука * * * все-таки сохраняет величайшие и совершеннейшие слова об Иисусе для [ученика], припавшего ко груди Иисуса (Ин. 13, 25), так как никто из них не явил так полно Божества Его, как Иоанн, вложивший в уста Его: “Аз есмь свет мира” (Ин. 8, 12); “Аз есмь Путь и Истина и Живот” (Ин. 14, 6); “Аз есмь Воскресение” (Ин. 11, 25); “Аз есмь Дверь” (Ин. 10, 9); “Аз есмь Пастырь добрый” (Ин. 10, 11); и в Откровении: “Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний” (Откр. 22, 13).

23. Итак, должно осмелиться сказать, что как Евангелия — начаток всего Писания, так и Евангелие от Иоанна — начаток всех Евангелий, смысл которого никто не может понять, не “припавши ко груди Иисуса” (Ин. 13, 25) и не взяв от Иисуса Марию, ставшую и его матерью. И чтобы другому стать Иоанном, ему должно быть таким, чтобы на него, словно на Иоанна, указал Иисус как на Иисуса. Ибо если у Марии, согласно мыслящим здраво о Ней, не было иного сына, кроме Иисуса; Иисус же говорит матери: “Вот, сын Твой” (Ин. 19, 26), а не: “Вот, и сей сын Твой”, — это все равно что сказал Он: “Вот, сей есть рожденный Тобой Иисус”. И любой совершенный — “уже не он живет, но в нем Христос” (ср. Гал. 2, 20), и когда “живет” в нем “Христос”, то говорится о нем Марии: “Вот, Сын Твой” Христос.

24. Нужно ли еще говорить, каким необходимо быть уму нашему, дабы мы смогли достойно истолковать слово, сокрытое внутри глиняных сокровищниц (ср. 2 Кор. 4, 7) простой речи, когда письмена могут быть прочитаны всяким, а слово — слышимо всеми, имеющими телесный слух, и осязаемо чрез звук? Поистине, собирающийся в точности понять Евангелие должен сказать: “Мы же имеем ум Христов, дабы знать дарованное от Бога” (1 Кор. 2, 16.12).

Аватара пользователя
Sergiy
Модератор
Сообщения: 2981
Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 12:24 pm
Откуда: Брянская

Re: ТЕМА ШЕСТАЯ. Гнозису - Учение Христа.

Сообщение Sergiy » Вт апр 12, 2011 3:18 pm

http://monotheism.narod.ru/gnosticism/y ... htm#_ftn12

Ссылка интересна тем, что дает общий обзор гностицизма и содержит список основных трудов в этой области.
Плохо, что не на русском.

Также здесь много чего, пока застолблю ссылку

http://eugene-gnostic.livejournal.com/

Аватара пользователя
Галина
Модератор
Сообщения: 1669
Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 3:27 pm
Контактная информация:

Re: ТЕМА ШЕСТАЯ. Гнозису - Учение Христа.

Сообщение Галина » Вт апр 12, 2011 3:26 pm

ОРИГЕН
ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ СВ. ИОАННА (продолжение)

Евангелие телесное — Евангелие духовное

Перевод А.Цуркана
VII. 37. (9) Между тем, не нужно забывать, что было, даже перед пришествием в теле, духовное пришествие Христа людям, достигшим некоторого совершенства, которые не были больше детьми под властью опекунов или управляющих , и для которых была явлена духовная полнота времён : это патриархи, Моисей служитель [19], пророки, созерцавшие славу Христа.

38. И как перед Своим видимым пришествием в теле Он приходил к совершенным, так и по объявлении его пришествия, Он приходил к тем, которые оставались малыми детьми, поскольку пребывали ещё под водительством опекунов и управителей, не достигнув полноты времён, так же приходили предтечи Христа – речи – сообразованные с душами-младенцами, справедливо названные детоводителями. Но Сам прославленный Сын, Бог Слово ещё не пришёл к ним, потому что ожидал, чтобы они получили необходимое для людей Божиих воспитание, чтобы стать способными воспринять в себя Его божество.

39. Нужно знать, что также как закон, таящий в себе тень будущих благ, открытых законом, возвещённых согласно истине, так же и Евангелие, которое, как я понимаю, должно быть понятным всем читающим, учит теням тайн Христа.

40. Тем, которые размышляют лицом к лицу обо всём том, что касается Сына Божия, "Вечное Евангелие" , которое, как говорит Иоанн, можно в строгом смысле слова назвать "Духовным", ясно показывает также тайны, открытые Его словами и реальностями, подсказанными его действиями.
Отсюда можно понять, что, наподобие того, как можно быть явно иудеями и обрезанными, и что есть одно явное обрезание, а другое сокрытое, также есть христиане и крещение.

41. Павел и Пётр, сначала иудеи и обрезанные по плоти, приняли впоследствии от Иисуса, что стали таковыми и в тайне [20]: по причине замысла Божия и в виду здравия великого числа [людей], они не только признали своими словами, что по плоти являются иудеями, но ещё и доказали это своими деяниями . Нужно сказать то же самое и об их христианстве.

42. Так же как невозможно было бы Павлу стать слугой иудеев по плоти, кроме как в том случае, когда делать это ему кажется необходимым, он не обрезал бы Тимофея, и если, когда это было разумно, он не обрил бы голову , чтобы представить свою жертву, и если, одним словом, он не уподоблялся бы иудеям с Иудеями, чтобы достичь Иудеев , также невозможно, чтобы тот, кто был приуготовлен для пользы великого числа, пришёл бы, созидая христианство только в тайне, чтобы сделать лучшими тех, кто были элементами видимого христианства, и привести их к самым великим и самым возвышенным благам.

43. Вот почему необходимо быть христианином одновременно и духом и телом. Там, где нужно возвещать телесное Евангелие и говорить, что не знаешь никого среди телесных людей, кроме как Иисуса Христа и Иисуса Христа распятого, должно делать это. И найдя их наученными Духом, плодоносящими в Нём и любящими Мудрость небесную, нужно приобщить их к участию в Логосе, оставшемуся после воплощения тем, чем "Он был вначале у Бога"

VIII. 44. Мы думаем, что не было бесполезным сказать об этом, изучая понятие Евангелие и провести различение с некоторой точки зрения [21] между евангелием чувственно-воспринимаемым и евангелием умопостигаемым и духовным.
Перевод А.Дунаева
VII. 37. Впрочем, следует знать, что Христово пришествие было и до явления Его в теле умопостигаемо совершенными (а не детьми, подвластными еще наставникам и попечителям [ср. Гал. 4, 2]), для которых настала уже полнота времени (Гал. 4, 4), как, например, патриархами, служителем Моисеем (ср. Евр. 3, 5) и видевшими славу Христа пророками.

38. Как до Своего явного пришествия в теле Он пришел к совершенным, так и после предвозвещенного пришествия — к младенцам еще, поскольку они “подчинены попечителям и домоправителям” (Гал. 4, 2) и не достигли еще полноты времени, <которым> являлись [прежде] предтечи Христа — слова, приспособленные к детским душам и по праву названные бы “детоводителями” (ср. Гал. 3, 24–25), но еще не Сам Сын, прославленный Бог Слово, Ожидающий должного приуготовления для людей Божиих, имеющих вместить [в себя] Его Божество.

39. Должно знать и то, что как есть [Моисеев] “закон, содержащий тень будущих благ” (Евр. 10, 1), являемых [Евангельским] законом, возвещаемым согласно истине, так и [само] Евангелие — уразумеваемое, как полагают, всеми читателями — учит [лишь] тени Христовых таинств.

40. То же Евангелие, о котором Иоанн говорит как о “вечном” (Откр. 14, 6), но которое собственно можно {С. 107} назвать “духовным”, ясно представляет разумеющим все право (ср. Притч. 8, 9) о Самом Сыне Божием и таинства, представляемые словами Его, и вещи, намеками на которые были дела Его.
Посему становится понятным, что как есть снаружи иудей (ср. Рим. 2, 28) и обрезанный и есть об<резание> снаружи и другое, в тайне (ср. Рим. 2, 29), — так и христианин и крещение.

41. Павел и Петр, раньше бывшие снаружи иудеями и обрезанными, позже получили от Христа [способность] быть таковыми и в тайне, ради спасения многих согласно икономии не на словах только исповедуя, но и являя делами (ср. Иак. 2, 18), что они иудеи снаружи. То же нужно сказать и об их христианстве.

42. И как невозможно было Павлу помочь иудеям по плоти, если не обрежет по требованию здравого смысла (Óte Ð lÒgoj aƒre‹) Тимофея (Деян. 16, 3) и не станет, когда это благословно, остригшимся (ср. Деян. 21, 24) и творящим приношение и вообще иудеем с иудеями, дабы приобрести иудеев (ср. 1 Кор. 9, 20), так и выставленный на пользу многим одним только тайным христианством не может первоначальных в наружном христианстве сделать лучшими и привести к большему и высшему.

43. Посему необходимо быть христианином [и] духовно, и телесно, и там, где должно возвещать евангелие телесное, говоря плотским (ср. 1 Кор. 3, 3) [людям]: “Не знаю ничего, кроме Иисуса Христа, и Сего распятого” (ср. 1 Кор. 2, 2), — нужно так поступать. Когда же находятся руководимые Духом и плодоносящие (ср. Кол. 1, 10) в Нем, вожделеющие небесной Премудрости, то следует приобщать их к Слову, возвратившемуся после воплощения (™panelqÒntoj ¢pÕ toà sesarkîsqai) к тому, что “было в начале к Богу” (Ин. 1, 2).

VIII. 44. По нашему мнению, было не бесполезным сказать это, исследуя [зна¬чения слова] “евангелие”, отличая мысленно (tÍ ™pino…v) как бы чувственное Евангелие от умопостигаемого и духовного.

Аватара пользователя
Максим
Сообщения: 499
Зарегистрирован: Пт апр 09, 2010 8:09 am

Re: ТЕМА ШЕСТАЯ. Гнозису - Учение Христа.

Сообщение Максим » Вт апр 12, 2011 3:41 pm

Известный русский религиозный мистик и философ - Николай Бердяев(1874-1948)

"Философия свободного духа", Глава 8, теософия и гнозис.
Слова часто вызывают ложные ассоциации, не соответствующие их онтологическому смыслу. Так случилось и со словом "теософия". Слово это многозначно. Современные модные "теософические" течения испортили прекрасное слово "теософия" и заставили забыть существование подлинно христианской теософии, истинного богомудрия. Через всю историю христианства проходит теософическая традиция. Первым христианским теософом в глубочайшем смысле слова, первым представителем истинно христианского гнозиса в отличие от гностиков ложных был Апостол Павел. Климент Александрийский и Ориген были христианскими теософами и гностиками. В ареопагетических творениях и в средневековой мистике можно найти подлинную христианскую теософию. Великий Я. Беме, несмотря на свои нецерковные уклоны, должен быть назван подлинно христианским теософом и совсем не в том смысле, в каком именует себя таковым Штейнер или А. Безант. Фр. Баадер и Вл. Соловьев в более близкое нам время были настоящими христианскими теософами. Теософична Каббала и она оказала огромное влияние на христианскую мистику. Великими теософами мира античного были Гераклит и Платон, а в период заката античного мира - Плотин. Все это были люди, действительно опьяненные Божественной мудростью. Мистическое, несхоластическое богословие всегда было истинной теософией.
Тайна погружает нас в божественную абсолютность. Отрицание тайны погружает нас в бесконечность мирового процесса. Все тут связано одно с другим - личность, единичность, вечность, тайна. Утверждение тайны не есть агностицизм. В познании возможно бесконечное движение в глубину. Но всякий гнозис упирается в тайну. Это значит, что всякий гнозис приходит к Богу. Бог же есть тайна, и в ней все находит свой конец.
В церковном сознании остается силен агностицизм, который есть результат борьбы против гностицизма. Официально господствует в христианском мире убеждение, что в ортодоксально-церковном богословии отложился и кристаллизовался дозволенный гнозис, всякий же другой гнозис признан недозволенным и еретическим. Но ведь богословие по своей природе и своему методу не есть гнозис. В богословии результаты познания заранее известны, они добыты не из самого процесса познания, и богословие призвано лишь защищать и обосновывать эти заранее известные результаты. В церковном богословии совершенно не раскрыто учение о космосе и лишь очень односторонне раскрыто учение о человеке. Космология всегда носила в христианстве контрабандный характер. Учение о Софии есть одна из попыток заполнить пробел. И замечательно, что все космологические учения в христианском богословии и христианской философии всегда вызывали к себе подозрительное отношение. Официальное богословское сознание предпочитало научный позитивизм и механическое учение о природе всякому космологическому гнозису. Из страха обожествления мира соглашались его совершенно обезбожить. В христианстве нового времени установился конкордат между религией и наукой, относительное равновесие и мир.
"Шестиднев" Св. Василия Великого, толкование на книгу Бытия, представляет собой своеобразный позитивизм. Это есть натуралистический трактат своего времени, нечто вроде Геккеля для научного уровня той эпохи. Позитивизм и натурализм "Шестидаева" Св. Василия Великого особенно бросается в глаза, если его сопоставить с "Mysterium magnum" Я. Беме*, которое тоже есть толкование на книгу Бытия. У Св. Василия Великого мы находим описательное естествознание, у Я. Беме - космологический гнозис. Но гнозис Я. Беме не признается церковным сознанием и остается на подозрении. Древнее знание утеряно в современном христианстве и в современной науке. В этом правы оккультисты.
Климент Александрийский и Ориген были христианскими гностиками. То же можно сказать про Св. Григория Нисского и Св. Максима Исповедника. И христианский гнозис принципиально возможен. Христианство не может допускать возврата к языческому пониманию природы, к демонолатрии, к власти магии над человеческим духом, к растерзанию образа человека стихийными духами природы. Но и для христианского сознания природа - живая, а не мертвая. Сказано: будьте мудры, как змии, и кротки, как голуби. Этим утверждается змииная мудрость, гнозис. И эта змииная мудрость вполне соединима с простотой сердца. Христианство отрицает, что человек может прийти к Богу и Божьим тайнам путем непрерывного и эволюционного мышления, оно признает, что на путях богопознания человек переживает духовную катастрофу, изменяющую его сознание и мышление, переживает опыт веры, в котором обличается мир невидимых вещей. Но после опыта веры открывается возможность знания.
Для знания этого человек должен быть духовно укреплен, должен иметь ум Христов, не естественный рациональный ум, о котором говорит Ватиканский Собор, а ум просветленный. Тогда не грозит человеку опасность быть растерзанным космическими стихиями, попасть во власть демонов. Христианский гнозис есть гнозис, основанный на приобретении ума Христова, на богочеловеческом познании во Христе и через Христа. И мы уповаем, что такое познание возможно. Лжеимянной гнозис можно победить только истинным гнозисом, гнозисом Христовым. Этому поучают нас христианские мистики. Наступают времена, когда нейтральная наука уже будет невозможна, когда наука будет или христианской, или черной магией.
Я. Беме понимал жизнь космоса как протекающую в категориях добра и зла, греха и искупления, тьмы и света, т. е. в категориях духовной жизни. На том же пути стоял Парацельс, у которого можно найти много глубокого. И нам многому нужно у них учиться. Теософия и космология Парацельса и Я. Беме бесконечно выше теософии и космологии А. Безант или Р. Штейнера. Космос можно понять лишь как духовный организм. Нужно увидать дух в природе и природу в духе.
Бердяев явно симпатизирует Христианскому Гнозису, но не дает однозначной трактовки на этот счет. В некоторых местах своей книги оставляет недосказанность или нейтралитет в отношении Гностицизма. Хотя в целом видно, что симпатия есть. Его взгляд однозначно против Церкви, которую мы имели раньше и тем более сейчас.
Цвет и звук будут Амритой общины. Знание явит вечность работы. Действие окружает великий "Аум".

Ответить

Вернуться в «Христианство»